1. Что такое MVP
  2. Задачи и цели MVP
  3. В чем важность MVP
  4. Разновидности MVP
  5. Пошаговое руководство по созданию MVP
  6. Преимущества и недостатки MVP
  7. Полезные сервисы для работы
  8. Рекомендации при разработке MVP
  9. Оценка и доработка продукта после запуска
  10. Примеры MVP в различных отраслях
  11. MVP и Minimum Valuable Product
  12. Отличия MVP от PoC и CustDev
  13. Распространенные ошибки при создании MVP
  14. Часто задаваемые вопросы
  15. Заключение
Раскрыть полностью

MVP — это концепция минимально жизнеспособного продукта. Она получила популярность после выхода в свет книги «Экономичный стартап». Её автор Эрик Рис понимал под этим понятием продукт, который имеет только основные и необходимые для работы функции. Сейчас концепция популярна в России и по всему миру. В статье мы разберем создание MVP, его важность и цели.

Что такое MVP

MVP или Minimum Viable Product — минимально жизнеспособный продукт для тестирования рыночного спроса без крупных вложений на ранних этапах. Это самая ранняя версия продукта, которая обладает только необходимыми функциями, достаточными для того, чтобы донести основополагающие ценности до аудитории и проверить их на первых пользователях.

По сути, это способ быстро вывести продукт на продажу. Продуктовая команда обозначает проблему, анализирует целевую аудиторию, рынок и конкурентов, разрабатывает критически важный функционал и получает первую обратную связь от пользователей, что дает понять целесообразность товара. В некоторых случаях MVP-концепция направлена на снижение расходов и получение прибыли на более поздних версиях продуктового решения. Такая ресурсная независимость привлекательна для инвестиций. MVP имеет все основные функции и данные, необходимые для разработки и реализации идеи. Такой продукт должен создавать достаточную ценность для пользователей или быть простым решением.

Как создать mpv

Как создать

Ключевой момент MVP заключается в том, что компания производит реальный товар, который затем поставляет на рынок. Это может быть одностраничный сайт, интернет-магазин, маркетплейс или, на вид, полностью автоматизированная услуга, которая в действительности выполняется вручную. Разработчики наблюдают за поведением людей, впервые использующих услугу. На основе информации, полученной в ходе эксперимента, команда продолжает, корректирует или отменяет работу над продуктом. Решение принимать по собранным данным будет просто, так как на этапе MVP не нужно вкладывать много денег — разработка не представляет собой полноценный продукт, поэтому сложные функции внедрять не обязательно. Подробнее о создании, как развивать, анализе поговорим в статье ниже.

Задачи и цели MVP

Основная задача MVP — сократить время и усилия на тестирование до начала разработки полноценного продукта.

Минимально жизнеспособный продукт позволяет:

MVP позволяет

Позволяет
  • Проверить гипотезу на основе реальных данных и доказать жизнеспособность;
  • снизить возможность финансовых убытков при запуске неудачного продукта;
  • уменьшить стоимость разработки за счёт отказа от ненужных функций, наладить бизнес-процессы;
  • выявить неучтенные потребности клиентов;
  • опередить конкурентов ранним захватом рынка;
  • оптимизировать тестирование продукта и ускорить поиск ошибок;
  • собрать начальную базу клиентов до полномасштабного запуска;
  • создать основу для будущих проектов в этом направлении;
  • выйти на рынок и привлечь инвесторов. Или получить деньги по системе краудфандинга;
  • оценить потребности аудитории, которые не были учтены при проектировании продукта;
  • оптимизировать тестирование и быстрее выявить имеющиеся проблемы;

Делать MVP стоит в начале пути, на старте компании, когда бизнес еще не запущен, но ниша выбрана. Для проверки реакции необходимо подготовить тестовые образцы. По количеству откликов и продаж будет виден минимальный уровень востребованности.

Основная задача MVP — сократить время и усилия на тестирование идеи до начала разработки полноценного продукта.

В чем важность MVP

Для того чтобы предприниматели не гадали на кофейной гуще, автор концепции Эрик Райс определил MVP как ту версию продукта, которая позволяет команде собрать максимальное количество подтвержденных знаний о клиентах с наименьшими усилиями. Другими словами, на начальных этапах развития бизнеса можно установить, соответствует ли продукт ожиданиям клиента, узнать дополнительные критерии. И на основе этого делать выводы о будущей судьбе MVP: приступить к следующим итерациям разработки или понять, что стоит отказаться полностью.

В чем важность MVP

Старт

Старт MVP-продукта помогает бизнесу:

  • Получить потенциальных клиентов. Это случилось с сервисами Buffer и DropBox. Нужно рассказывать о разработке новых сайтов, предлагая людям пройти тесты. Так можно привлекать клиентов, которые потом прорекламируют этот продукт в своем кругу.
  • Получить инвесторов. Яркий MVP-пример – проект Restream, американо-украинский многопотоковый облачный сервис. С его помощью контент транслируется на Linkedin, YouTube, Twitch и т. д. Создатели стартапа (А. Худа и А. Суржинский) еще в 2014-м сформировали минимально жизнеспособный продукт, привлекший к их проекту бизнес-ангела. А в конце лета 2020-го к разработчикам пришло 50 млн долларов инвестированных средств.

MVP отлично устраняет страхи начинаний, показывает четкий путь развития идеи. Вдобавок действующий продукт прекрасно мотивирует, а также убеждает product-менеджеров в том, что функционал вполне жизнеспособен.

Разновидности MVP

Подходы к формированию минимально жизнеспособного продукта можно разделить на две группы по степени достоверности – высокая и низкая.

Разновидности MVP

Виды

Высокая достоверность

MVP этого типа позволяют спрогнозировать результат тестирования с высокой степенью вероятности, то есть максимально приближенный к реальности. Разработки лучше использовать в проектах с крупными финансовыми вложениями. Существует множество подходов к созданию MVP. Давайте рассмотрим основные типы.

  1. Волшебник страны Оз или MVP Флинстоуна. Подобно тому, как Флинстоун создавал иллюзию того, что у него есть реальная машина, а Волшебник страны Оз использовал трюки, чтобы притворяться гигантской зеленой головой, феей, огненным шаром или монстром, этот тип MVP только кажется полностью функциональным. В реальности стартапер выполняет всю работу вручную, нажимая все функции сам, вместо того чтобы использовать программное обеспечение. Базовое программное обеспечение отсутствует вовсе, зато есть концепция продукта, которая требует проверки. Ник Суинмурн, основатель Zappos, доказал, что данная стратегия работает. В самом начале он ни доллара не потратил на покупку обуви и аренду склада. Он опубликовал фотографии обуви на сайте. Как только покупатели увидели публикации и начали заказывать обувь, он пошел в магазин, купил нужную пару и отправил ее. Осознав, что проект жизнеспособен, он обновил функциональность сайта.
  2. Консьерж MVP. Клиент знает, что за предоставленной услугой стоит реальный человек. Важное отличие консьерж MVP от типа «Волшебник страны Оз» состоит в том, что он направлен на генерацию идей о будущем продукта, предоставление услуги и общение.
  3. Разрозненный MVP или Франкенштейн-MVP. Идея разрозненного MVP — донести ценность использования существующих инструментов вместо создания уникального решения. Прототип продукта выглядит как комплексный продукт, разработка. Вы можете использовать простое программное обеспечение, собрать все воедино и добавить необходимую функциональность после получения обратной связи по разработке.
  4. Продукт с одним параметром. MVP может быть реальным программным обеспечением с минимальным набором функций, основных, необходимых для проверки. С их помощью вы сможете сузить целевую группу, получить обратную связь и проанализировать ее, сосредоточиться на тестировании. Независимо от того, какой тип MVP вы выберете, для создания минимально жизнеспособного продукта вам потребуется выполнить несколько основных шагов.

Волшебник страны ОЗ и Консьерж относятся к работе с выдуманным продуктом. В качестве MVP клиентам представляют еще не существующий проект как уже реальный. Есть еще один вариант — сбор средств. В этом случае гипотезу проверяют, собирая деньги на создание продукта. Если идея вызывает отклик и люди готовы платить за продукт, можно запускать проект. Его можно поделить на два метода:

  1. Краудфандинг. Описание будущего продукта размещают на краудфандинговых платформах и открывают сбор на реализацию идеи. Если предложение и разработка интересны и удаётся собрать достаточную сумму денег, приступают к созданию продукта.
  2. Предпродажа чужого продукта. На сайте или в магазине описывают планируемый, но еще несуществующий продукт. Пользователи могут оформить предзаказ — внести часть стоимости или полную сумму, чтобы зарезервировать товар сразу после его запуска в продажу.

Высокая и низкая достоверность

Команда

Низкая достоверность

Минимально жизнеспособный продукт с низкой достоверностью характеризуется упрощенными способами сбора информации. Они дают менее точные результаты, но проводятся проще и быстрее. Сюда входит в основном MVP-контент. Для тестирования MVP этого вида используются:

  • блоги;
  • форумы;
  • посадочные целевые страницы, лендинг (Landing Page);
  • рекламные кампании;
  • социальные медиа (социальные сети telegram, whatsapp);
  • опросы потребителей;
  • объясняющие видео;
  • презентации продукта.

Пошаговое руководство по созданию MVP

Разберем пошаговое руководство по проверке вашей идеи и превращению ее в продукт. Создать MVP можно пошагово:

Этапы создания MVP

Этапы

Шаг 0. Подтвердите базовые принципы и методы MVP. Перед началом любой фактической работы стоит потратить некоторое время, чтобы наметить основные принципы и методы MVP. Здесь следует решить вопросы с продвижением, взаимодействием с пользователями, первыми продажами и экономией.

Шаг 1. Выделите проблему и поставьте четкую цель. Ответьте на вопрос: «Для чего нужен этот продукт?». Переходите к следующему шагу, как только четко изложите в нескольких словах ценность продукта, что даст вам понимание значимости. Например, если вы хотите открыть сервис доставки еды, проблема, которую вы хотите решить, может звучать так: «Обеспечить пользователям получение еды из местных ресторанов навынос».

Шаг 2. Определите целевую аудиторию и сузьте ее. Удовлетворить потребности широкой аудитории сложно, поэтому ориентируйтесь на узкий круг. Сделайте развернутое описание персоны, которой может понравиться ваш продукт и она купит его без колебаний. Вы должны знать, сколько лет человеку, какое образование, где работает, проживает и какие доходы имеет. Описание конкретных привычек и хобби дополнит портрет потенциального покупателя.

Шаг 3. Проанализируйте конкурентов. Выясните сильные и слабые стороны конкурентов, чтобы определить функциональность своего будущего продукта. Составьте классификацию конкурентов на основе того, как они конкурируют за долю на рынке. Определите конкурентов, проанализируйте их минимальный вклад в рынок, а также используйте первичные и вторичные источники информации для анализа. Найти их можно данные в поисковой строке Яндекс и Google, это может быть мобильное приложение или каналы в соцсетях (например, Вконтакте).

  • Пользуйтесь программами аналитики. Такие бесплатные сервисы, как Similarweb, Ahrefs, Quantcast, App Annie или AppFollow собирают данные о сайтах и приложениях. С их помощью вы сможете узнать главное — о популярности приложения / сайта конкурентов, об их ежемесячном трафике, насколько разработка удалась и другом. Некоторые из существующих инструментов предоставляют базовую информацию бесплатно. Другие, как Moz и SensorTower, на условиях подписки.

Шаг 4. Сделайте SWOT-анализ. SWOT — это сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Бывает внутренний и внешний. Эта структура обычно применяется при стратегическом планировании. Вместе с тем ее также достаточно просто использовать в ранжировании идей MVP. Для выполнения SWOT-анализа вам необходимо объективно ответить на несколько вопросов, связанных с вышеупомянутыми категориями. Сильные и слабые стороны обычно связаны с внутренними факторами. Возможности и угрозы — с внешними.

Шаг 5. Определите карту путей пользователя.

путь клиента

Путь клиента

User flow — путь, который проходит пользователь при взаимодействии с продуктом. Он должен быть логичным и понятным. Карта путей пользователей — руководство с требованиями к контенту и дизайну сайтов / приложений. При построении хорошей карты путей пользователей вы должны понимать, что хотят получить клиенты при использовании вашего продукта. Вы сможете понять важные для бизнеса данные, которые помогут в построении стратегии.

Шаг 6. Составьте список функций с градацией по приоритету.

список функций

Функции

Вам необходимо перечислить обязательные функции для будущего продукта. Метод составления историй (или пользовательские истории) поможет вам на этом этапе планирования, разработке стратегии. Пользовательские истории — двойственный подход к управлению историями пользователей. Он позволяет сосредоточиться на отдельных частях функциональности и в то же время не терять полного представления о продукте.

Шаг 7. Определите объем MVP.

Определение объема MVP

Объем

После того, как вы расставили функции по их приоритету, можно определить объем MVP. Первый горизонтальный ряд на карте называется ходячим скелетом (каркасом). Этот ходячий скелет — наименьшая полезная версия продукта, которой недостает «мяса», то есть функциональности. Сначала мы должны создать каркас. В некоторых случаях MVP совпадает с каркасом, а иногда обладает ограниченной функциональностью. Чтобы понять, какие есть отличия между каркасом, минимально жизнеспособным продуктом и его дальнейшей концепцией, вы должны классифицировать функции.

Шаг 8. Выберите наиболее подходящий метод управления и разработки MVP. Определив объем работы, вы сможете приступить к разработке минимально жизнеспособного продукта. Методы управления проектами:

  • Один из методов разработки программного обеспечения Agile, основанный на нескольких принципах: устранении ненужных расходов, быстрой доставке, усилении обучения и построении целостности.
  • Подразумевает эффективное распределение объема работ, которое помогает командам быстрее выполнять задачи. Вы можете управлять разработкой функций MVP в спринте (короткие циклы — примерно по две или четыре недели).
  • Канбан. Фокусируется на модели незавершенного производства и, в отличие от Learn и Scrum, не имеет цикличной прогрессии. Вместо этого Канбан предлагает сосредоточиться на задачах по мере их появления.
  • Экстремальное программирование (XP). Это набор таких практик разработки, как рефакторинг кода, небольшие релизы, упрощенный дизайн, стандарты кодирования, которые позволяют улучшить код и обновить его в кратчайшие сроки.
  • GROWTH — метод быстрого роста при ограниченном бюджете. Основные принципы GROWTH содержат в себе понятия «Упрощение», «Короткие итерации» и «Прекращение работ».

Шаг 9. Используйте альфа- и бета-тестирование. Альфа — внутреннее тестирование, когда ограниченная группа людей оценивают продукт. Если он прошел этот тест (сможете понять это по опросам и результатам), вы можете перейти к бета-тестированию — позволить реальным пользователям попробовать продукт в течение одной-двух недель. Проанализируйте обратную связь и определите, какие функции необходимо добавить или заменить, чтобы сделать товар лучшим.

Если вы собрали достаточно отзывов, можете обновить, затем снова протестировать и получить обратную связь. Количество циклов «создания-тестирования-обучения» и их временные рамки зависят от продукта. После того, как вы завершили несколько циклов, можете вернуться к шагу 0, изменить направление или продолжить итеративное улучшение вашего mvp продукта.

Преимущества и недостатки MVP

Предлагая упрощенную модель продукта, разработчик видит их интерес заблаговременно, не расходуя ресурсы на доведение до совершенства нежизнеспособного проекта. Поэтому, чем раньше будет получена обратная связь от ЦА, тем, соответственно, меньше затрат.

Рассмотрим основные плюсы

Основные минусы

  1. Позволяет проверить жизнестойкость идеи, получить быструю обратную связь, понять целесообразность создания.
  2. Выявляет неочевидные на первый взгляд преимущества и недостатки продукта, тенденции.
  3. Дает возможность сократить или вовсе исключить расходы на запуск бесперспективного проекта.
  4. Можно расставить обоснованные приоритеты в распределении технических и финансовых ресурсов.
  5. + Раскрыть
  6. Внутреннее тестирование до основного релиза.
  7. Получится собрать базу пользователей до запуска.
  8. Можно заявить рынку о продукте раньше конкурентов.
  9. Проверка технической реализации.
  10. Можно постепенно расширять функционал.
  11. Оптимизация будущего бизнеса, корректировка бизнес-плана, автоматизация рутинных действий.
  12. Обеспечение баланса между спросом и предложением.
  13. Найти инвесторов, узнать возможности получить больше прибыли, получить финансовую поддержку.
  1. Часто нельзя урезать те функции, которые должны лежать в основе будущего продукта, и их одинаково сложно реализовать, пусть даже прототип будет с примитивным интерфейсом.
  2. Плохой UX на фоне хорошо работающей программы. Причин может быть множество, даже всё тот же примитивный интерфейс.
  3. Не получается полноценно передать идею на тестовом варианте из-за экономии времени и денег.
  4. Плохая совместимость с инновационными программами.

Проблемы, связанные с концепцией MVP носят чаще всего психологический характер.

По MVP должен быть виден потенциал будущего продукта, пусть он и представлен в бюджетном варианте. Многие об этом забывают и впустую тратятся на то, что после выдаёт плохие результаты. Также это большой риск, ведь низкое качество прототипа может отрицательно сказаться на бренде.

Полезные сервисы для работы над своим первым MVP

Для грамотного тестирования продукции важно обратить внимание на все важные моменты и проанализировать. В этом помогут специальные приложения. Полезные сервисы для начала работы над своим первым минимально жизнеспособным продуктом:

Полезные сервисы для запуска MPV

Сервисы
  1. Instapage — быстрое создание неплохих лендингов. Один лендинг, если его правильно использовать, вполне может стать MVP.
  2. Sumo — набор базы клиентов через ввод e-mail у вас на сайте; повышение конверсии, очень простая настройка.
  3. Google Analytics — анализ аудитории и в целом состояния вашей ниши на рынке.
  4. Quickmvp — быстрая проверка бизнес-идеи. Сервис запущен в 2014-м, позволяет за несколько минут создать лендинг и рекламу для него в Google, чтобы оценить, как реальные клиенты будут реагировать на вашу бизнес-идею.
  5. Proto — создание прототипа для приложения, опять же, даже без привлечения программистов. Проверка на реальном девайсе, возможность поделиться результатами для сбора отклика от потенциальных пользователей.

Можно обратиться к опытной компании, предлагающей свои услуги по разработки MVP для стартапов и компаний. Там есть дизайнеры и программисты с опытом в этой сфере. Заказчики с идеей, данными и определенным количеством денег сейчас обычно так и делают. Не обязательно искать разработчиков, решать легальные вопросы, с нуля создавать команду. Создать MVP несложно, если есть хорошая идея и вариант её продвижения — найдется достаточно опытных фирм, которые возьмутся за работу за вас. Это будет намного дешевле, чем начинать с нуля, а временные затраты несопоставимы.

Рекомендации при разработке MVP

Для запуска MVP не нужно создавать полнофункциональную версию – достаточно ограничиться тем функционалом, который позволит решать основную проблему потребителя. Зафиксируем важнейшие правила и факты, чтобы уберечь ваш стартап или MVP от провала.

Рекомендации при разработке MVP

Рекомендации

    Основные рекомендации:

    1. Используйте MVP, если хотите протестировать идею на жизнеспособность;
    2. Создайте ценный продукт, и только потом — простой;
    3. Всегда реагируйте на внешние даже минимальные импульсы: обратную связь от целевой аудитории, изменения и поведение компаний конкурентов;
    4. Сократите собственные финансовые вложения до минимального объема;
    5. Изучите известных конкурентов, их рабочие модели, маркетинг. Нужно убедиться, что ваш продукт востребован и вы можете предложить достойный уровень;
    6. Попробуйте перепродажи, чтобы оценить востребованность товаров или услуг;
    7. Создайте удобные алгоритмы и подключите сервисы для получения фидбэка (кнопку подписаться), чат-боты, рассылку на почту;
    8. Сформируйте посадочную страницу, на которой будет описание MVP и возможность быстро зарегистрироваться либо оформить заказ, оставить контакты, вообще совершить действие;
    9. Не забывайте о проведении рекламной кампании, отслеживайте текущие рекламы;
    10. Залог успеха MVP и стартапа — не в крутости идеи, а в слаженной команде;
    11. Определите подходящий метод управления и критически важные функции MVP;
    12. Внимательно ознакомьтесь с руководством по созданию Minimal Viable Product.

Оценка MVP и доработка продукта после запуска

После прохождения всех этапов и перед запуском продукта компания устанавливает метрики успеха MVP, за которыми далее следует активно следить. С момента запуска необходимо собирать, сохранять и анализировать обратную связь вашей целевой аудитории. Анализируйте все, начиная со статистики и заканчивая данными о поведении, отзывами пользователей. Это значит, что нужно каждый день новые сообщения нужно пускать в обработку, следить кто и что покупал, сколько сотрудник отправлял заказ и как развивалось взаимодействие с покупателем дальше.

Оценка и доработка MVP

Доработка и оценка

После тестирования важно оценить потенциал проекта – его положительные и отрицательные стороны, прогресс в развитии продукта. Также просчитывают издержки на запуск окончательной версии и оптимизируют расходы.

Продукт дорабатывают в соответствии с отзывами тест-групп: добавляют или сокращают функционал, вносят коррективы в дизайн. Это нужно сделать в короткие сроки, чтобы не упустить момент, когда продукт «на слуху» у целевой аудитории.

В зависимости от результата MVP есть два пути: Продолжать работу над проектом и улучшать продукт. Отказаться от идеи и работать над другой, закрыть стартап.

Примеры MVP в различных отраслях

Многие мировые компании начинали с тестирования рынка. Провести анализ, собрать материалы о конкурентах, изучить кейсы, написать бизнес-план, разработать и запустить MVP — основа успеха многих мировых компаний. Дальше расскажем о самых интересных примерах с нашей точки зрения.

Рассмотрим несколько успешных примеров минимально жизнеспособных продуктов из разных сфер:

  1. Airbnb. В 2007 году жители Сан-Франциско Брайан Чески (Brian Chesky) и Джо Геббия (Joe Gebbia) хотели начать бизнес, но у них вовсе не было средств. В город должна была приехать конференция по дизайну, поэтому парни решили за небольшую сумму сдать в аренду верхний этаж своего жилища посетителям конференции, которым не хватило место в отелях. Предприниматели создали самостоятельно простой MVP, который был, одностраничным сайтом с фотографиями собственной квартиры. MVP-консьерж и общение с гостями позволили владельцам подтвердить гипотезы касательно целевого рынка, определить ЦА и подтвердить жизнеспособность идеи. Они поняли, что за проживание в чужом доме готовы платить не только студенты. В результате, 2 жителя Сан-Франциско основали Airbnb — площадку для размещения, поиска и краткосрочной аренды жилья.
  2. Uber. Гаррет Кэмп и Трэвис Каланик в 2010 году запустили приложение для iPhone UberCab, которое позволяло пассажирам арендовать для поездки автомобили премиум-класса всего в полтора раза дороже стоимости обычного такси. Изначально приложение работало на ограниченной территории и с узкой целевой аудиторией, но спустя год бета-тестирования создатели смогли привлечь первые крупные инвестиции.
  3. Twitter. После того, как iTunes вытеснил их решение с рынка, команда платформы Odeo начала обдумывать новый продукт — одной из идей была площадка для ведения микроблога, ее кодовое название «twttr». Первый прототип использовался как внутренний сервис для сотрудников Odeo, которые им активно пользовались. Это подтолкнуло создать платформу публичной, однако пользовательская база Twitter начала стремительно расти лишь после его презентации на конференции SXSW в 2007 году.
  4. Pebble. Производитель часов из электронной бумаги, которому рынок «умных аксессуаров» обязан своей популярность. Когда закончились деньги, основатель Pebble Эрик Мигиковский (Eric Migicovksky) начал кампанию на Kickstarter, которая в итоге стала очень успешной — заинтересованные в продукте потребители инвестировали в него $10 000 000. В качестве MVP использовался демонстрационный ролик прототипа, в котором звучала просьба об инвестировании. Требуемая сумма ($100 000) была собрана в течение двух часов, а к концу недели на счету проекта числилось $600 000. По окончании инвестиционного раунда, более 60 000 вложили $10 200 000 в проект Минковского. На 20 марта 2014 года продано более 400 000 единиц продукции Pebble.
  5. Spotify. Сначала единственной функцией приложения была потоковая передача музыки. MVP успешно вышел на рынок, основатели Spotify смогли заключить контракты с крупными звукозаписывающими компаниями. Это обеспечило быстрое развитие проекта. Сейчас стоимость Spotify оценивают в 8,4 миллиарда долларов.
  6. Groupon (Групо́н, NASDAQ: GRPN) — американская компания, получившая известность благодаря одноименному сервису коллективных скидок. Его основатель Andrew Mason запустил сайт на WordPress, где вручную размещал изображения еды каждый день. Он генерировал предложения в виде PDF-документов, используя AppleScript, и отправлял их по электронной почте через Apple Mail.

MVP и Minimum Valuable Product

«Minimal Valuable Product» (MVaP) — минимально ценный продукт. Самая распространённая причина неудач стартапов и новых товаров — невостребованность на рынке. Около 34% стартапов «терпят крушение» из-за отсутствия ценности. Продуктовые команды или не могут донести её до потребителя, или изначально готовят бесполезный MVP из разряда «сделаем стартап и поднимем лёгких денег», не задумываясь о жизнеспособности. Опытные product-команды ставят перед собой цель создать ценный товар. И чтобы постоянно напоминать себе об этом, используют аббревиатуру MVaP.

MVaP — это не выпуск продукта при минимальных затратах. Разработка ценного решения ставит в приоритет своих пользователей: учитываются их потребности и ожидания, которые покрываются в зависимости от возможностей компании. Команда уделяет время исследованиям, анализу юзабилити, оценке демографии. Она ищет наилучшие способы удовлетворения запросов целевой аудитории.

Ещё одно преимущество, которое чаще применимо для больших популярных брендов — сохранение репутации. Ведь традиционно MVP делается неаккуратно, из-за чего соответствовать ожиданиям пользователей не всегда возможно. Именно из-за этого выбирают более надёжный путь — разработку дорогого, но ценного MVaP.

Отличия MVP от PoC и CustDev

Выше разобрали подробно, что такое MVP. Теперь продолжим о смежных аббревиатурах, которые многие путают. Хотя эти три формы имеют общее, они дополняют друг друга, а не исключают.

PoC (Proof of Concept) — доказательство правильности концепции или проверка осуществимости разработки. Благодаря реакции ЦА на определенные маркетинговые и аналитические импульсы команды: анонсы, исследования, предзаказы, рекламу, интервью — определяется, стоит ли бизнес-задумка усилий.

Отличия MVP от PoC

MVP vs PoC

Главное отличие: PoC — это не работоспособная продукция, как MVP. Максимум — прототип. Но это не черновик с рукописными записями карандашом, а полноценная модель. Понятия между собой тесно связаны и могут дополнять друг друга, но они не эквивалентны, их цели и задачи разные:

  1. MVP — проверяет востребованность продукта, разрабатывает ключевые функции для решения потребности аудитории, преподносит полностью работающий продукт пользователям и инвесторам.
  2. PoC — доказывает или опровергает возможность реализации технической функции, подготовка прототипа или описанный сценарий, предоставляется готовое исследование инвесторам и экспертам.

Доказательство правильности концепции, реализуемое оптимальным образом, становится минимально жизнеспособным продуктом. Но есть и третий инструмент, которым пользуются продуктовые команды — CustDev. Customer Development — методология, с помощью которой тестируют разработку на целевой аудитории. Основной замысел заключается в сегментировании потенциальных пользователей, составлении правильных вопросов и интервьюировании. Команда выявляет потребность целевых потребителей без затрат на разработку MVP. Customer Development есть смысл проводить перед тем, как создать MVP. Как пример, перед запуском сервиса провести опрос, расписать клиентам свои фичи, какие задачи будет выполнять приложение. Далее вы сможете проверить свою гипотезу и принять решение о продолжении тестирования или остановке.

Распространенные ошибки при создании MVP

 Новички часто совершают ошибки слишком увлекаясь процессом создания и предвкушением. Самые распространенные ошибки:

Ошибки при создании MVP

Ошибки
  1. Перенасыщенный функционал отпугнет пользователя. Человек не захочет разбираться в чем-то новом и смотреть гайды на YouTube. Ему неинтересен ваш сайт, пока он не видит в нем пользы для себя.
  2. MVP, который не решает проблему пользователя. Например, человеку нужен финансовый помощник с расчетами ставок по кредитам и напоминалками, а ваш сервис помогает следить только за доходами и расходами. Проблема клиента не решена → клиент уходит.
  3. Продукт решает незначительную проблему или ее часть. Нет смысла тратить деньги на запуск продукта, который не улучшит жизнь клиента.
  4. Поверхностное отношение и слишком сильное упрощение тестовой версии, ее функций, продиктованные желанием максимально сократить бюджет на создание и не расходовать напрасно время. Нередко, представленная в тестовой версии отличная идея, сопровождается не очень качественным UX — пользовательским интерфейсом.
  5. Неправильное определение ЦА. Выражение «наш продукт предназначен для широкой аудитории» – заблуждение. Тот же учет финансов нужен тем, кто следит за деньгами. Поэтому точно определяйте ЦА, чтобы не показать продукт «чужой» аудитории.
  6. Продукт для себя, а не для клиента не поможет заработать. Ваша цель – быть полезным для человека, тогда вы сможете получить клиентов и обратную связь.
  7. Неправильный выбор стека технологий. Компания не проводит предварительный анализ на соответствие стека технологий задачам проекта и выбирает стек только из-за его популярности. Так можно потратить лишнее время и деньги.
  8. Отсутствие плана и стратегии продвижения, процесс разработки не организован. Команда начинает реализацию проекта без документа, в котором сформулированы шаги его развития. Нужно читать отзывы тестировщиков, дорабатывать продукт, выпускать новые версии и искать площадки для рекламы.
  9. Недостаток бюджета тоже может стать проблемой. Вы выпускаете MVP, чтобы протестировать сервис или программу. Если постоянно масштабировать рекламные кампании и привлекать новых людей в команду, финальная версия продукта так и не выйдет, или прибыль не покроет затраты на разработку.
  10. Не организованность процессов развертывания и обновления продукта. Процесс разработки и доработки, развитие продукта идет непрерывно. Каждая новая версия выходит с постоянной периодичностью, к примеру, раз в год.
  11. Отсутствие мероприятий для обратной связи. Клиенты, мнение которых игнорируют, уходят к конкурентам.
  12. Архитектура не подходит под требования проекта. Правильно подобрать архитектуру сможет компетентный технический руководитель.
  13. Перфекционизм, желание довести до идеала. Сделать идеальную платформу или программу не получится: доработки нужны всегда. Если зацикливаться на мелких улучшениях, бюджет уйдет впустую.
  14. Небрежная работа. Выполненная наспех работа становится большой проблемой уже на стадии тестирования.
  15. Отсутствие обратной связи. Совместная работа с клиентом поможет определить удачные и неудачные моменты в отношении готовящегося продукта.
  16. Отсутствие идеолога продукта. В процессе принятия ключевых решений участвует слишком много людей, которые не объединены единой стратегией, что мешает работе.
  17. Пустые обещания. Объективно оценивайте, что сможете сделать, а что нет.
  18. Архитектура не подходит под требования проекта. Правильно подобрать архитектуру сможет компетентный технический руководитель.
  19. Отказ от анализа и аналитики. Создавая Minimum Viable Product, нужно определить ключевые параметры, которые покажут, насколько успешен продукт. Примеры таких показателей:
  • количество скачиваний приложения;
  • количество позитивных отзывов;
  • среднее время на сайте или в приложении;
  • коэффициент удержания пользователей.
  1. Неопытная команда. Команда начинает реализовывать проект, но из-за отсутствия опыта и координации допускает ошибки и не может быстро их исправить.

Часто задаваемые вопросы

На самом деле у них мало схожего. Они решают разные задачи:

  • Прототип создают, чтобы доказать, что замысел компании осуществим и проект в принципе можно реализовать. MVP разрабатывают как сырой, но готовый продукт, чтобы запустить.
  • Прототип нужен для небольшой аудитории профессионалов и инвесторов, MVP – для широкого круга потребителей.
  • Прототип создают для презентации, MVP – для запуска производства.

В статье вы можете найти перечень преимущества MVP и главные задачи, которые развернуто отвечают на этот вопрос. Этап тестирования очень важен, переход сразу к реальному продукту может грозить финансовыми потерями. Это связано с тем, что:

  • компания может не до конца оценивать ценность продукта для аудитории, предлагая не то, что нужно;
  • часто компании вкладывают все средства в проект, но недостаточно занимаются рекламой, поэтому о продукте никто не знает;
  • товар может иметь недостатки, не выявленные на этапе разработки.

Также в статье выше есть примеры того, как тестирование помогает на практике.

Бережливый стартап — это вариация создания бизнеса и выведения на рынок новых продуктов, основанная на таких понятиях, как научный подход к менеджменту стартапов, подтвержденное обучение, проведение экспериментов, итеративный выпуск продуктов для сокращения цикла разработки, измерение прогресса, и получение ценной обратной связи от клиентов. Используя этот подход, компании могут проектировать продукты и услуги, которые бы соответствовали ожиданиям и потребностям клиентов без необходимости большого объема первичного финансирования или затратных продуктовых запусков. Основные принципы строятся на обобщении гипотез предпринимателей в виде канвы бизнес-модели, их проверке и изучении.

Заключение

В статье разобрали все самое главное, что нужно знать, чтобы выпустить MVP в ближайшее время без ошибок. В завершение статьи подведем итоги. Главные аспекты Minimum Viable Product:

  • MVP не может быть жизнеспособным проектом, пока он не продает, то есть дает прибыль или показывает рост и развитие пользовательской базы, увеличивая свою ценность.
  • MVP стремится избежать создания ненужных, бесполезных продуктов, в первую очередь получая представление о потребностях и степени интереса пользователей путем сбора данных.
  • Он должен показывать достаточно перспективы на будущее, чтобы удержать первых клиентов спустя месяцы и годы. Простой проект создать несложно, но продвижение может не принести успеха.
  • На данном этапе должна быть обеспечена обратная связь, помогающая определять стратегию для будущего развития разработки. Вы должны видеть, если продукт не оправдывает надежд, и иметь возможность изменить курс. Или иметь возможность оценить, какие моменты требуют доработки в первую очередь.
  • MVP больше процесс, чем продукт. Даже простой сервис, который не показал результатов, можно сделать успешным, если правильно использовать полученные данные, полученные на этапе MVP.
  • MVP — не обязательно продукт с минимально возможным числом элементов. Главное, что в нём должны быть ключевые функции, достаточные для реализации идеи и сохранения ранних последователей. Сколько именно их, одна или десять — вторично, главное создать базу.
  • Концепт MVP основан на философии бережливого стартапа и подразумевает итеративный процесс построения → измерения → обучения. Цикл повторяется до тех пор, пока продукт полностью не удовлетворяет потребностям рынка.

Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter

Почитать еще

Что нового в интернет-маркетинге?

Подпишись на рассылку и будь в курсе новых событий!

Только самое полезное, никакого спама

У вас есть интересный материал?

Вы можете опубликовать свою статью в нашем блоге!

Жмите на кнопку и присылайте свою статью

Предложить статью