Даже весьма успешные лидеры могут столкнуться с трудностями на своём пути. Иногда они даже вынуждены обращаться к специалистам, чтобы прояснить свои цели и составить план по их достижению. Порой это приобретает форму тренингов. Здесь мы рассмотрим, какие общие проблемы у них возникают, и как они пытаются их решать. Одна из распространённых проблем звучит следующим образом: «Мы переживаем период больших организационных изменений, отсутствия возможностей карьерного роста в плане повышения по службе, и в этом году премии будут не такими уж большими. Как мне мотивировать сотрудников в столь трудных условиях?»
Руководители всегда стремятся поддерживать мотивацию своих сотрудников. Если мотивация ослабевает, становится труднее доводить начатое до конца. На эту тему сказано многое. Так, поисковый запрос в Google по слову «мотивация» выдаёт почти четыре миллиона результатов. И всё же вопрос о том, как мотивировать других, остаётся большой загадкой. Разгадка здесь заключается в том, что это не так уж и сложно.
Начнём с определения мотивации. Её можно определить как совокупность причин или оснований, побуждающих человека действовать определенным образом. Поэтому, когда мы ставим вопрос о том, как мотивировать кого-то, всё сводится к нахождению причины или основания побудить его действовать тем или иным образом. Всё это можно пояснить на примере спортивного забега. Допустим, его дистанция составляет 5 км, и половина трассы особенно сложна вследствие многочисленных подъёмов. Допустим также, что она пролегает по весьма протяжённому устрашающего вида холму, на который приходится подниматься по всё более и более крутому склону. Именно его преодоление требует особой мотивации, поскольку он виден заранее.
Теперь, если мы задумаемся о том, как мотивировать людей преодолеть эту дистанцию, то обнаружим, что процесс будет не сильно отличаться от работы со специалистами в обычном офисе, и может быть сведён к десяти рекомендациям.
- Поддерживайте людей на первом этапе преодоления трудностей. Каждого приближающегося к холму бегуна следует с энтузиазмом встречать у подножия холма. Не следует ждать исключительно на финише, а, наоборот, составить им компанию и бежать с ними в том темпе, на который они способны — не быстрее и не медленнее. Каждый сотрудник переживает трудные времена на рабочем месте по-разному. Поэтому следует помнить о том, что нужно исходить из их положения, а не из вашего собственного.
- Ободряйте сотрудников. Бегущим вверх по склону следует говорить ободряющие слова, чтобы мобилизовать остатки их сил на преодоление этого основного препятствия. Руководителям всегда следует произносить слова ободрения, демонстрирующие сотрудникам, что вы верите в них даже тогда, когда они сами в себя не верят.
- Будьте настойчивы. Иногда, впрочем, одной моральной поддержки недостаточно, и возникает необходимость прямо инструктировать людей, говоря им, что делать. Это справедливо как для забегов, так и для офисной работы. Давая вашим сотрудникам указания по поводу того, на чём следует сосредоточить усилия в течение сложного периода, вы облегчаете себе и им его прохождение.
- Объясняйте причины. Не следует забывать, что мотивация заключается в том, чтобы предоставить аргументы, почему важно выполнить те или иные действия. В случае с забегом всё, что нужно было сделать, — это преодолеть холм и выйти на финиш. Однако мотивы у каждого могут быть разные. Одним нужно показать своим родственникам, на что они способны. Другие хотят доказать себе, что не зря тренировались. В конце концов, не напрасно же потрачено столько часов до соревнований? При этом причина не обязательно должна совпадать с вашими собственными мотивами, — важно именно выяснить мотивы людей. Всё это требует от вас, как от лидера, найти время и заранее выяснить, что именно побуждает ваших сотрудников к действию.
- Признавайте тяжесть ситуации. Не следует делать вид, что трудная ситуация не такие уж трудная, поскольку это ни к чему не ведёт. Так, в случае мотивировки бегунов следует прямо говорить, что холм действительно тяжёлый, но вы держитесь, мы с вами. Следует признать, что наставшие тяжёлые времена действительно тяжёлые. Это вполне нормально — признавать трудности, не опасаясь показаться пессимистом, поскольку, даже если вы их преувеличите, это может привести даже к большему успеху.
- Не занимайтесь мотивацией в одиночку.
В одиночку - Признавайте промежуточные достижения. Не дожидайтесь окончательного успеха. В случае забега, каждый шаг по склону можно считать маленькой победой, ведущей к финишу. Признавайте усилия, прилагаемые вашими сотрудниками. Это может быть достижение цели без привлечения дополнительных ресурсов, сотрудничество с коллегами или самоотверженный труд. Люди хотят чувствовать значимость своей работы и свою собственную. Поэтому обязательно признавайте все их старания, каким бы незначительными они ни казались.
- Напоминайте людям, что трудности преходящее. Если подъём длинный, то и спуск с него будет долгим и приятным. Кроме того, холм не может быть бесконечным. Осознание этого порой даже может стать для людей неожиданностью. Так что небесполезно открывать вашим сотрудникам более широкую перспективу, помогая им понять, что трудные времена не навсегда.
- Ставьте заслуги сотрудников во главу угла. Когда бегуны приближаются к финишной черте, все остальные обычно отходят в сторону, чтобы позволить им пересечь её самостоятельно. Нет никакой необходимости умалять их победу. Лидер должен прежде всего уметь заботиться о своих подчинённых, а не о себе. Он должен мотивировать их дойти до финиша, но не отнимать у них плоды победы. Публично признавайте успехи работников. Привлекайте внимание ко вкладу каждого специалиста. Сделайте всё это достоянием общественности.
- Не забудьте отметить окончательный успех.
Окончательный успех
Кроме того, и сами спортсмены после финиша нередко признают заслуги тех, кто их поддерживал на протяжении всей дистанции, даже забывая при этом о самих преодолённых препятствиях. Поэтому в следующий раз, когда вам придётся мотивировать себя и других пережить трудные времена, не усложняйте ситуацию. Сосредоточьтесь на том, что находится в вашей власти, и вы сами удивитесь, насколько эффективно вы сможете мотивировать других даже в трудные времена.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter