Все о мотивации себя и окружающих: виды, теории и методы мотивирования

Мотивация – это система внутренних и внешних мотивов, заставляющих человека поступать определенным образом.

Мотивация связана с нашими интересами и потребностями. Именно поэтому она индивидуальна. Также она определяет стремления личности, в то же время обусловлена ее психофизиологическими свойствами. Вы чувствуете потребность, это побуждение к действию, а далее закрываете её.

Мотивация

Мотивация влияет на все сферы жизни: учеба, самооценка, достижение результатов и внутреннее счастье. Боязнь что-то начать и слабая мотивация влияют на то, как вы будете жить и удовлетворенность жизнью, силы что-то менять.

Что такое мотивация

Мотив (психология) — это динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. В российской науке часто определяется как «опредмеченная потребность». Но что значит слово «мотивация» и какое его определение. Мы выбрали 3 основных понятия слова «мотивация»:

  • мотивация — осознанное влечение человека, проявление человеческого желания к выполнению определенной цели, которое может быть компенсировано как материальными, так и духовными ценностями, его способность ставить перед собой высокие цели;
  • мотивация — стремление достичь результата, психофизиологический процесс, который управляет поведением, эмоциями, действиями человека, проявляется в изменении внутреннего и внешнего состояний;
  • мотивация — способность и желание удовлетворить материальные, биологические и духовные потребности, достичь наилучшего результата.

Становится ясно, что мотивация — понятие сложное и крайне индивидуальное. Желание достичь успеха появляется у человека в различных ситуациях, и, соответственно, способы достижения результата будут отличаться. Основные элементы мотивации: цели, задачи, политика, методы, инструменты, программы, силы.

Мотивация объединяет в себе психологию, физиологию и моральные устои. Поэтому её можно рассматривать с разных сторон.

Мотивация – это также психофизиологический процесс. То есть, психоэмоциональные реакции человека неразрывно связаны с физиологией. Гормон дофамин, вырабатываемый нашим организмом, также называется гормоном удовольствия. Сделал что-то → получил удовольствие. Это происходит на подсознательном уровне – гормон вырабатывается в момент поощрения. Его действие на организм напоминает дрессировку: встал на задние лапки – возьми кусочек сахара. Процесс мотивации также «завязан» на воздействии дофамина на центральную нервную систему. Как бы мы себя ни мотивировали, но если в организме мало дофамина, успеха будет добиться очень сложно. Ниже в статье мы рассмотрим классификацию и виды мотивация, как мотивировать себя и окружающих.

История мотивации

В древние времена слово «мотивация» не использовалось в русской речи. Чаще всего в общении люди пытались объяснить непонятное состояние, побуждающее выполнить ту или иную задачу. Это могло быть желание исполнить важное и опасное задание, которое бы принесло пользу семье и народу, а могло и вовсе склонять к преступной деятельности, работа могла быть слишком тяжёлой, но за счёт мотива казалась проще.

История мотивации

Понятие «мотивация» происходит от латинского слова «movere», что дословно можно перевести как движение, пробуждение. Его активно стали использовать для передачи собственных настроений только в начале XVIII века. Знатные люди раньше употребляли это понятие исключительно в устойчивом словосочетании «мотивировать себя», то есть побуждать к действию. Стоит отметить, что мотивация является функцией менеджмента, который довольно популярен на Западе. Ее используют для налаживания связей и управления.

Подробным изучением мотивации занимались лучшие умы всего мира. Можно выделить работы В.Г. Подмаркова, И.Ф. Беляева, Д.С. МакКлелланда, Дж. Аткинсона. Большинство психологов и философов отразили собранную информацию в теориях и представлениях, которые и сейчас помогают человеку переосмыслить жизнь. Функции мотивации, как правило, направлены на осуществление поставленных задач. Они придают всей системе целостность и стабильность.

Что на самом деле побуждает нас действовать, почему это необходимо? На протяжении всей истории психологи предлагали различные теории для объяснения того, что движет человеческим поведением. Ниже приведены некоторые из основных теорий мотивации.

Инстинкты

Инстинктивная теория мотивации предполагает, что поведением движут инстинкты, которые считаются установленными и врожденными моделями поведения. Психологи, в том числе Уильям Джеймс, Зигмунд Фрейд и Уильям Мак-Дугалл, предложили ряд основных человеческих побуждений, мотивирующих поведение. Они могут включать биологические инстинкты, такие как страх, чистоплотность и любовь, которые важны для выживания организма.

Побуждения и потребности

Многие из ваших действий, такие как потребление пищи, воды и сон, побуждает совершать биология. Мы должны это делать без всяких внешних стимулов. У вас есть биологическая потребность в еде, воде и сне. Таким образом, вы хотите есть, пить и спать. Теория влечений предполагает, что у всех людей есть базовые биологические побуждения и что поведение мотивировано необходимостью удовлетворить их.

Уровни возбуждения

Теория возбуждения предполагает, что люди заинтересованы в определенных действиях и моделях поведения, которые помогают им поддерживать оптимальный уровень возбуждения. Человек с низкими потребностями в возбуждении может заниматься расслабляющими видами деятельности, такими как чтение книги, в то время как люди с высокими потребностями в возбуждении и стремящиеся к острым ощущениям могут быть заинтересованы в захватывающих действиях, к примеру, гонках на мотоциклах.

Основные характеристики

Если посмотреть, на что в деятельности человека оказывает воздействие мотивация, то выяснится, что это следующие характеристики деятельности: усилие, старание, настойчивость, добросовестность, направленность. Однако есть 4 основных характеристики, которые котируются в профессиональном и учебном плане.

Характеристики мотивации

Феномен мотивации может быть описан через следующие характеристики:

  • Вектор направленности.
  • Организованность, последовательность действий.
  • Устойчивость избранных целей.
  • Напористость, активность.

По этим параметрам изучается мотивация каждой личности, что важно, например, в школе. Большое значение имеют эти характеристики и при выборе профессии. Менеджер по продажам, например, должен быть устойчиво ориентирован на высокий доход и активен в достижении цели.

Классификация и возможности побуждения

На основании общих признаков можно поделить мотивацию на 4 большие группы, которые играют ключевую роль во время всего процесса.

Классификация и возможности побуждения

Первая — базовые группы. Классификация мотивации в данном случае будет следующей:

  • материальная (стремление к достатку, роскоши, обеспеченности);
  • трудовая (желание заработать повышение на работе, получить положительные санкции в виде премии или награждения);
  • статусная (побуждение к изменению положения, смене карьеры, переменам в личной жизни);
  • духовная (мысли о достижении внутреннего постоянства, изучение важной детали, которая еще не была описана).

Отвечают за первичное возникновение желания достичь нужного результата. Сохраняются на протяжении всего процесса, при этом могут изменяться или заменяться. В некоторых случаях могут служить поводом для прекращения мотивирования. Например, когда есть более легкая и доступная альтернатива, которая заставляет отказаться от ранее придуманного плана.

Вторая группа — способы достижения цели:

  • нормативная (внушение, убеждение, информирование);
  • принудительная (оскорбления, угрозы, запугивание, давление);
  • стимулирующая (предоставление реальных благ и условий, заключение письменного и устного соглашений).

Влияют на выбор средств, которые будут использованы во время побуждения. В частых случаях комбинируются и используются в определенных ситуациях. Для эффективного действия применяются также и материальные блага. Умение уговорить/надавить на собеседника во многих случаях позволяет добиться положительного результата, однако любой успех необходимо закреплять.

Третья группа — причины возникновения. Классификация:

  • внутренняя (появляется во время умственного или физического процесса, когда человек решает задачу, формирует мотивы);
  • внешняя (источники влияния внешние, извне, например оплата труда или распоряжение).

Сильная мотивация возможна лишь в том случае, если имеются внутренние и внешние источники. В момент, когда хочется бросить выполнять этапы для того, чтобы добиваться цели, человек подсознательно начинает вспоминать о других причинах, которые в дальнейшем побуждают его трудиться еще больше.

Четвертая группа — направленность на достижение результата:

  • положительная (поощрения, награждения, похвала);
  • отрицательная (взыскания, штрафы, публичное порицание).

В действительности бывают такие случаи, когда человек стремится достичь одного результата, но в итоге получает совершенно другое и ничего от желаемого. Человек не получает в таком случае удовлетворения от вознаграждения и затраченных усилий. Ошибка кроется в выборе вида мотивации. Общая характеристика мотивации подскажет, как действовать дальше.

Виды мотивации

Как и любое сложное явление, мотивация различается по разным основаниям:

Виды мотивации

По источнику мотивов

  • Внутренняя мотивация (интринсивная). В этом случае человек действительно вдохновлен внутренними желаниями и ведет себя соответствующе. Например, когда мы сами хотим похудеть и стать более здоровыми, речь идёт именно о внутренней мотивации. Наша цель — получить удовлетворение от лучшего самочувствия и обновлённого образа в зеркале. Сюда входят достижения, личностное развитие, стремление к власти и социальная потребность.
  • Внешняя мотивация (экстринсивная). При этом виде мотивации нас побуждают к свершениям желания других людей или обстоятельства. Допустим, если мы также хотим похудеть и лучше выглядеть, но уже из‑за давления со стороны своей второй половины. Наша цель не собственное удовлетворение, а симпатия любимого человека. Внешняя мотивация может быть менее эффективной, чем внутренняя, поскольку тут наши стремления зависят не от нас. Она включает в себя денежное вознаграждение, признание заслуг и страх.

По результатам действий

  • Положительная – стремление человека сделать что-либо в надежде позитивного подкрепления (переработать, чтобы получить отгулы).
  • Отрицательная – установка выполнить действие во избежание отрицательных последствий (приходить на работу вовремя, чтобы не платить штраф).

По устойчивости

  • Устойчивая – действует длительное время, не нуждается в дополнительном подкреплении (заядлый турист вновь и вновь покоряет тропы, не боясь трудностей).
  • Неустойчивая – нуждается в дополнительном подкреплении (желание учиться может у одного быть сильным и осознанным, у другого – слабым, колеблющимся).

По влиянию

  • Индивидуальная правильная мотивация — затрагивает конкретную личность, при этом может оказывать влияние и на ближайшее окружение. Например, жажда, поддержка благоприятной температуры тела.
  • Групповая сильная мотивация — объединяет людей в группу, которая стремится достичь одной цели: найти работу, выйти замуж/жениться.
  • Познавательная мотивация достижения — проявляется в исследовательской деятельности, когда человек с помощью собственных знаний стремится изучить новый объект.

Существует и неосознанная мотивация, виды мотивации при этом отличаются от стандартных. Так, у человека появляется необъяснимое желание добиться своей цели, при этом назвать причину, вызвавшую такую эмоцию, он не может. Классификация методов мотивирования индивидуальна для каждой теории. Рекомендуется изучать данную тему с помощью работ американских исследователей в области психосоматики.

Второстепенные виды мотивов

Кроме основных видов мотивации существуют еще и дополнительные ее виды:

  • Самоутверждение – действия для получения статуса в социуме или уважения окружающих к себе;
  • Идентификация – желание походить на того, кто считается идеалом для человека;
  • Процессуально-содержательные мотивы — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами;
  • Внешние мотивы – побуждающие к действиям факторы находятся вне деятельности (престиж, материальные блага и т.п.);
  • Жажда или мотив власти – действия человека в отношении окружающих, стремление руководить их деятельностью;
  • Саморазвитие – действия, обеспечивающие личностный рост, с последующей реализацией своих возможностей;
  • Мотив достижения – стремление достигать лучших результатов и овладевать мастерством в чём-либо;
  • Социальные мотивы (просоциальные, общественно значимые) – обязанности и ответственность перед обществом;
  • Мотив присоединения или аффилиации – желание налаживать контакт с окружающими для дальнейшего общения.

Этапы мотивации

Мотивация существует как процесс и включает в себя несколько этапов:

Этапы мотивации

  • Сначала возникает потребность.
  • Человек решает, как ее можно удовлетворить (либо не удовлетворять).
  • Далее нужно определить цель и способы ее достижения.
  • После этого совершается само действие.
  • По окончании действия личность получает или не получает вознаграждение. Под вознаграждением понимается любой успех. Результативность действия влияет на дальнейшую мотивацию.
  • Необходимость действия исчезает, если потребность полностью закрыта. Или остается, при этом характер действий может измениться.

Также существует формула мотивации на предприятиях. Говоря о проекте, имеется в виду не просто проект по разработке, а проект в более широком смысле – как результат целенаправленного коллективного творчества, будь то сбор подписей в поддержку прав пингвинов в ЮАР, опрос о степени удовлетворенности сотрудников или проект багфикса унаследованной системы. Любое действие, совершаемое сотрудниками в рамках проекта, должно иметь следующие три компонента:

  • Контекст постановки задачи. Информация, которая дает мозгу возможность строить прогноз об ожидаемом результате. Не имея контекста, мозг считает предлагаемое действие бессмысленным и не оказывает ему мотивационную поддержку.
  • Постановка задачи. Если контекст задачи доведен правильно, этот этап является формальностью. Но формальностью обязательной. Ведь мозг, построивший прогноз, решил подзадачу по прогнозированию ожидаемого результата, и ему нужно подтверждение. Сформулировав постановку задачи, вы подтверждаете гипотезу мозга, заставляя его вырабатывать дофамин – сотрудник счастлив, что получил ровно ту задачу, которую захотел.
  • Обратная связь. Это очень важный пункт — завершение задачи. Если после завершения задачи мозг не получил явного подтверждения успеха, он считает, что усилия потрачены впустую, что особо обидно, если учитывать, как вдохновенно он над ней бился.

Мотивы человеческого стремления к переменам

Существует множество мотивов, которые способны стать основой для побуждения человека к действию. Далее рассмотрим наиболее распространенные из них.

стремление к переменам

  • Подражание кумиру или идентификация. Человек, идентифицирующий себя с другой личностью (мы не рассматриваем патологию психического здоровья), стремится развиваться, достичь уровня своего кумира.
  • Мотивация на успех (самоутверждение и достижения, награда). Это наиболее позитивный мотив для достижения победы. Благодаря мотивации на успех мы стремимся стать лучше, познать новое, достичь определенных целей. «Я должен стать лучшим!» — такая доктрина (что это такое?) становится приоритетной у спортсмена перед стартом.
  • Карьера, власть, процессуально-содержательные мотивы. С древних времен власть является одним из самых мощных мотивов для преодоления множества препятствий.
  • Саморазвитие. Данный повод к действию актуализируется у людей не всегда, часто на первый план выступает иная мотивация.
  • Общественная (просоциальная или аффилиации) мотивация. Если же у человека просоциальные мотивы являются приоритетными, то такой индивидуум обладает максимально развитым чувством долга, ответственностью перед другими членами общества.
  • Негативная мотивация (страх). Важным моментом негативной мотивации является уверенность в том, что наказание неизбежно. Владельцы корпораций давно это поняли и стимулируют своих сотрудников трудиться больше и лучше именно страхом. В результате человек сверхмотивирован на удержании имеющегося рабочего места, ибо, в противном случае, он потеряет все. Но такой запал действует недолго, работать становится сложнее.

Признаки мотивированных людей

К основным признакам людей, которые заряжены и мотивированы на работу, можно отнести:

Признаки мотивированных людей

  1. Жизнерадостность. Мотивированные люди в предвкушении счастливого будущего и имеют стратегии достижения своих целей.
  2. Настойчивость. Они не относятся к возможным препятствиям как к неразрешимым проблемам.
  3. Энергичность. Они само воплощение энтузиазма, и не видят причин, чтобы угасать от сожалений и разочарований. Мотивированные люди всегда продолжают прилагать усилия, чтобы достичь результата.
  4. Позитив. Они знают, что все будет хорошо и, не дожидаясь приближения счастливого момента, получают удовольствие от выполнения очередной задачи.
  5. Концентрация. Они понимают, куда направляются, и не отвлекаются от задуманного.
  6. Уверенность. Они осознают свои слабости, но вместо проявления комплекса неполноценности, мотивированные люди компенсируют их другими качествами. В результате возникает уверенность, что поставленные цели обязательно будут достигнуты.
  7. Осведомленность. Они не тратят время впустую, вместо чего получают новые знания и совершенствуют навыки.
  8. Перфекционизм. Они всегда пытаются найти лучшие способы выполнения задачи, в большей степени ориентируясь на качество.

Быть мотивированным — значит максимально эффективно использовать свое время, достигая как личных, так и профессиональных целей.

Сферы применения мотивации

Есть 3 основные направления применения мотивации. Разберем каждую подробно ниже.

Сферы применения мотивации

В психологии

Наука о душе изучает связь мотивов с потребностями, целями, желаниями, интересами человека. Психолог изучает смысл и происхождение мотивов, обращает внимание на разные теории. Концепция мотивации рассматривается следующими основными направлениями:

  • бихевиоризм;
  • психоанализ;
  • когнитивная теория;
  • гуманистическая теория.

Первое направление утверждает, что потребность возникает, когда организм отклоняется от некой идеальной нормы. Например, так возникает голод, а мотив призван вернуть человека в изначальное состояние – желание принять пищу. Способ действия определяется предметом, который может удовлетворить потребность (можно сварить суп или перекусить чем-то готовым). Это называется подкреплением. Под воздействием подкреплений формируется поведение.

В психоанализе мотивы рассматриваются как реакция на потребности, формируемые бессознательными импульсами. Т. е. в свою очередь, основаны на инстинктах жизни (в виде половой и прочих физиологических потребностей) и смерти (все, что связано с разрушением).

Применение мотивации в психологии

Когнитивные (познавательные) теории представляют мотивацию как результат представления человека о мире. В зависимости от того, на что направлено его представление (на будущее, на достижение баланса или преодоление дисбаланса), и складывается поведение.

Гуманистические теории представляют человека как сознательную личность, способную выбирать жизненный путь. Основная мотивирующая сила его поведения направлена на реализацию собственных потребностей, интересов и способностей.

В менеджменте

Менеджмент призван побудить людей к работе, а поэтому ищет оптимальные способы формирования мотивации для коллектива. Теории этого направления разделяются на:

  • содержательные — сфокусированы на человеческих потребностях и побуждают людей к определенным действиям;
  • процессуальные — изучают факторы, влияющие на степень мотивированности.

Формируемый с помощью этих двух направлений подход должен решать ряд задач:

  • повышать удовлетворение сотрудников от работы;
  • вырабатывать поведение для достижения необходимых результатов;
  • подбирать персональные решения для каждой категории сотрудников с целью повышения личностной мотивации.

Сотрудники довольны работой и мотивированы, когда они занимаются своими прямыми обязанностями без бессмысленной рутины.

В экономике

Экономическая теория по-разному смотрит на мотивирование человека в процессе труда. Исследование мотивации на предприятии всегда неразрывно идет с показателями вовлеченности сотрудников и степенью эффективности работы компании. Финансовое поощрение не всегда дает положительные результаты в этом направлении. С экономической точки зрения на производстве выгоднее создавать нематериальные стимулирующие положения:

  • моральное поощрение;
  • комфортную обстановку;
  • доверительную атмосферу;
  • социальные гарантии.

При использовании сразу нескольких методов сотрудники охотнее выполняют свои обязанности, чем при работе исключительно за материальное вознаграждение.

Основные теории мотивации

С точки зрения классификации X. Шольца, представляется целесообразным деление мотиваций в зависимости от предмета анализа на три главных направления, которые разберем ниже.

Содержательные теории мотивации

Содержательные теории мотивации анализируют факторы, которые оказывают влияние на мотивацию. Главными теориями этого направления являются:

Содержательные теории мотивации

  1. Теория иерархии потребностей Маслоу. Основные её положения:
  • Человек всегда ощущает потребность в чём-то;
  • Испытываемые человеком сильно выраженные потребности могут быть объединены в группы;
  • Группы расположены иерархически;
  • Человека побуждают к действиям неудовлетворённые потребности;
  • В обычном состоянии человек ощущает сразу несколько потребностей, которые комплексно взаимодействуют между собой;
  • Первыми человек удовлетворяет потребности, находящиеся у основания пирамиды, затем на человека начинают воздействовать потребности более высокого уровня;
  • Человек способен удовлетворить потребности более высокого уровня большим числом способов, нежели потребности более низкого уровня.

Маслоу через некоторое время добавил ещё и список высших потребностей, назвав их «потребностями роста» (бытийными ценностями). В этот список были включены: совершенство, цельность, справедливость, завершенность, жизненность, красота, простота, богатство проявлений, добро, истинность, непринужденность, честность и некоторые другие. Согласно Маслоу, потребности роста нередко выступают мощнейшим мотивом

  1. Теория ERG Альдерфера. Считает, что все потребности человека можно объединить в три большие группы. Потребности:
  • существования (безопасность, физиологические потребности).
  • связи (потребности социального характера; желание иметь друзей, семью, коллег, врагов и т.п. + часть потребностей из пирамиды Маслоу: признание, самоутверждение).
  • роста (потребности самовыражения).

Теория Маслоу от теории Альдерфера отличается лишь тем, что, согласно Маслоу, движение от потребностей к потребностям возможно только снизу вверх. Альдерфер же считает, что движение возможно в обе стороны.

  1. Теория приобретённых потребностей МакКлелланда. Она связана с изучением и описанием потребностей достижения, соучастия и властвования. Данные потребности приобретаются в течение жизни и (при условии сильного присутствия) оказывают влияние на человека. Люди с преобладающей потребностью властвования разделяются на две группы:
  • 1 группа – люди, стремящиеся к власти ради властвования.
  • 2 группа – люди, стремящиеся к власти ради реализации какого то общего дела.

Знание того, какой тип потребностей преобладает у вас или окружающих, можно более глубоко понять мотивы своих или чужих поступков, и использовать

  1. Теория двух факторов Герцберга. Делится на:
  • Материальные факторы (гигиенические) связаны с самовыражением человека, его внутренними потребностями, окружающей средой, в которой действует человек (размер оплаты труда, условия жизни и труда, статус, отношения с людьми и т.п.).
  • Нематериальные факторы (мотивирующие) связаны с характером и сущностью деятельности человека (достижения, общественное признание, успех, перспективы и т.п. ).
  • Герцберг сделал парадоксальный вывод о том, что оплата труда не является фактором, мотивирующим человека к действию

Процессуальные теории мотивации

Анализируют то, как человек распределяет усилия для достижения новых целей, и какой тип поведения преобладает. Основные теории:

Процессуальные теории мотивации

  1. Теория ожиданий Врума. Основана на том, что текущие ожидания человека еще не окончательный вариант для формирования его мотивации. Стимулы могут изменяться в зависимости от условий, обстановки, личного самоощущения. Таким образом, эффективные результаты возможно получить только в случае, когда руководитель знает окончательные условия формирования мотивов, понимает потребности сотрудников, которые сложились у них в настоящий момент.
  2. Теория постановки целей Эдвина Локка. Включает 5 принципов для постановки целей:
  • Четкое озвучивание задач. Важно, чтобы человек понимал, что он должен сделать, в каком объеме, как будет оцениваться результат его действий.
  • Вызов. Цель не должна быть простой, это заинтересовывает и стимулирует производительность труда.
  • Видение цели. Люди охотнее трудятся, если самостоятельно участвовали в постановке цели. Следует предоставить им возможность высказываться и предлагать идеи.
  • Наличие обратной связи. Без этого трудно оценить процесс получения результата.
  • Учитывание сложности. Для выполнения задачи руководителю нужно адекватно оценивать объем работы и трудности, которые предстоит решить.
  1. Теория равенства (справедливости) Адамса. Демонстрирует основные проблемы, ухудшающие производительность труда: чувство недооцененности и вины из-за переоцененности. Для соблюдения равновесия важно придерживаться «входов» и «выходов», организующих рабочий процесс. Вход — это вклад сотрудника в компанию. Выход — та награда, которую он получает за свою работу. Между этими показателями должен быть справедливый баланс, чтобы поддерживать оптимальную работу производства.
  2. Модель Портера-Лоулера. Объясняет, от чего зависит степень эффективности и мотивированности сотрудников предприятия. Исследования говорят, что работник прикладывает усилия в соответствии с ожидаемой заработной платой. Поэтому если она невысока, сотрудник исполняет обязанности соответствующе. Существует связь между потраченными усилиями и внутренним состоянием человека. Это приводит к другому важному выводу: человеку важно не только материальное поощрение, но и удовлетворение собственными результатами труда.
  3. Концепция партисипативного управления. Заключается в раскрытии потенциала и творческой активности каждого работника предприятия, привлечение его к процессу управления, создание условий для индивидуальных достижений и карьерного роста.

Теории, в основе которых лежит специфическая картина человека

Теории этой категории выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды. Активно применяются в организациях, мотивируют подчиненных лучше работать. Основные из них:

Теории, в основе которых лежит специфическая картина человека

  1. Основная XY-теория МакГрегора. Она содержит две составляющие — Х и Y. Теория Х говорит о том, что работники сами по себе пассивны, стремятся перекинуть ответственность на кого-то другого, предпочитают не брать на себя дополнительную нагрузку. Теория Y показывает, что сотрудники при благоприятных условиях готовы продуктивно работать и эффективно выполнять поставленные задачи. Сочетание этих теорий позволяет апеллировать к разным желаниям и мотивам, подбирая способы мотивации для людей обеих категорий.
  2. Современная теория Z Оучи. Это управленческая модель, разработанная с учетом американского и японского опыта в менеджменте. Оучи считал, что главной мотивацией для сотрудников работать становятся не деньги, а чувство сопричастности, дух коллектива, возможность видеть результаты своего труда и получать от этого удовлетворение. Он указывал на то, что сотрудники становятся более мотивированными работать, если могут принимать участие в обсуждениях, дискуссиях, проявлять инициативу и делиться мнениями. При этом ответственность за принятые решения распределяется коллективно, что стимулирует каждого сотрудника участвовать в обсуждении и работать лучше.

Методы мотивации и их применение

Все методы мотивации, которые сегодня успешно применяются в жизни человека, можно разделить на три основные категории, которые мы рассмотрим ниже.

Мотивация персонала

Мотивация персонала – это система морального и материального стимулирования трудящихся. Она подразумевает под собой комплекс мер по повышению трудовой активности и эффективности труда.

Мотивация персонала

Методы мотивации персонала можно разделить на:

  • Экономические методы подразумевают материальную мотивацию работать, т.е. выполнение работниками своих обязанностей и достижение определенных результатов за предоставление материальных благ.
  • Организационно-административные методы основаны на власти, подчинении регламенту, законам, уставу, субординации и т.п. Также они могут опираться на возможность принуждения.
  • Социально-психологические методы применяются для повышения социальной активности работников. Здесь осуществляется воздействие на сознание людей, их эстетические, религиозные, социальные и другие интересы, а также происходит социальное стимулирование трудовой деятельности.

Практика показывает, что одним методом воздействовать на весь персонал невозможно, так как у каждого человека есть свои приоритеты. Одного работника можно мотивировать премией, а другому работнику необходимы административные меры, такие как контроль или указания.

Мотивация учащихся

К сожалению, проявления самостоятельного мотивирования к обучению у школьников и студентов случаются редко. Поэтому необходимо помочь учащимся ее сформировать таким образом, чтобы обеспечить и поддержать продуктивную учебную деятельность на весь период обучения. Эффективных методик сегодня достаточное количество. Рассмотрим некоторые из них.

  • занимательная ситуация подразумевает внедрение в процесс обучения интересных примеров или опытов, необычных фактов, парадоксальных аналогий для оживления внимания учащихся;
  • познавательный спор основывается на вовлечении учащихся в дискуссию, что вызывает у них интерес и помогает повышать уровень их внимания;
  • использование эмоциональных переживаний в процессе обучения. Преподнесение материала с приведением фактов масштабного характера;
  • процесс сопоставления науки и жизненных ситуаций подразумевает приведение примеров влияния научных фактов на образ жизни человечества;
  • создание успешных ситуаций можно использовать для учащихся, испытывающих затруднения в обучении. Трудности обучения легче воспринимаются с радостными переживаниями.

Помимо перечисленных методов существуют и другие методы повышения мотивации к обучению. Такими методами считаются приближения содержания учебного материала к важным открытиям и достижениям и другие.

Самомотивация (самостоятельная мотивация)

Самомотивация – это желание или стремление человека к чему-либо, основанное на его внутренних убеждениях. Стимул для действия, которое он хочет совершить.

Самомотивация

Самомотивация простыми словами – это воздействие человека на свое состояние, когда мотивация извне перестает воздействовать на него должным образом. Например, когда у вас что-то не получается и дела идут из рук вон плохо, хочется всё бросить, опустить руки, но вы сами для себя находите причины продолжать действовать.

Самомотивация очень индивидуальна, т.к. каждый человек выбирает разные способы для того, чтобы мотивировать себя. Но есть определенные методы, которые оказывают положительное воздействие на большинство людей. Разберем методы самомотивации.

  1. Аффирмации. Мотивация деятельности человека, тексты или выражения, оказывающие влияние преимущественно на психологическом уровне. Для того чтобы составить для себя наиболее эффективные аффирмации, следует использовать следующий приём: нужно взять чистый лист бумаги и разделить его линией на две части. Слева пишутся убеждения и блоки, которые, как вы считаете, оказывают отрицательное влияние на вашу деятельность. А справа – положительные аффирмации. Сделайте чтение аффирмации своей каждодневной практикой. Через некоторое время вы станете замечать перемены в себе и своей жизни. Запомните, что аффирмации оказывают влияние на подсознательном уровне.
  2. Самовнушение – это воздействие на собственное сознание и подсознание посредством различных методов. Оно может быть как осознанным, так и нет.
  3. Биографии известных личностей. Заключается метод в знакомстве с жизнью успешных людей, добившихся в какой-либо сфере выдающихся результатов.
  4. Развитие силы воли. Самым простым, и в то же время, самым сложным способом развития силы воли является делать то, что делать не хочется.
  5. Визуализация – это ещё один очень действенный метод повысить свою мотивацию. Он заключается в мысленном представлении желаемого.

Способы мотивировать себя

К мотивированию нужно подойти серьезно и делать все последовательно. Важно начать с правильной мотивации, потому что хорошее начало может дать импульс, который удастся поддерживать в течение длительного времени. Вот, несколько советов:

Способы мотивировать себя

  1. Мотивация придет со временем, поэтому не стопорите старт из-за ее отсутствия и проявите силу воли.
  2. Начните с малого и постепенно добавляйте задачи. Соблюдайте баланс отдыха/работы и постепенно меняйте образ жизни.
  3. Калибровка цели. Если масштабность цели вас пугает, определите меньшую цель, чтобы снова найти мотивацию. Не нужно сразу писать цели на года.
  4. Сократите список дел до одной задачи. Переполненный список дел может быть настоящим убийцей мотивации, поэтому попробуйте уменьшить текущий список задач до одной.
  5. Рассказывайте окружающим, делайте публичные заявления о своих планах. Реклама позволит чувствовать ответственность не только перед собой, но и перед окружающими.
  6. Проводите ежедневные тренинги для себя и семьи. Это позволит понять свои недостатки и выявить ошибку, которая влечет за собой демотивирование.
  7. Изучайте вопрос перед тем, как начать. Изучение достижений других людей в интересующей вас сфере поможет вам избежать ловушек и составить реалистичный график реализации целей.
  8. Всегда помните о своей цели и каждый день двигайтесь в ее направлении.
  9. Составьте хороший и подробный план, напишите пошагово каждое полезное действие.
  10. Избавьтесь от негатива, не думайте о том, что что-то не получится. Действенная практика — продумать, что вы будете делать в случае неудачи. Это позволяет успокоиться и собрать силы.
  11. Извлекайте уроки из неудач, анализируйте каждый проступок. Будьте добры к себе, совершая ошибки.
  12. Окружите себя правильными людьми, которые верят в вас и задают позитивный настрой, придают сил.
  13. Берегите здоровье и силы, качественно отдыхайте, не зацикливайтесь на цели 24/7. Делайте перерывы на медитацию, прогулки, спорт или сериалы, книги, статьи.
  14. Отмечайте свои достижения. Если вы ожидаете поощрение, которое получите после достижения цели, ваша мотивация, как правило, повышается. Поэтому необходимо учитывать, что хочет человек, и внедрять это как стимул. 
  15. Сократите ежедневные отвлекающие факторы. Когда вы находитесь в окружении отвлекающих факторов, вам становится трудно сосредоточиться.
  16. Посмотрите назад и оцените результаты. Вместо того, чтобы убивать свою мотивацию, сравнивая себя с теми, кто находится впереди, оглянитесь назад. Пускай вас все еще ожидает долгий путь, но как много уже пройдено. Это даст стимул двигаться дальше, тем самым давая новые причины испытывать удовлетворение результатом.
  17. Дружеское соревнование. Как правило, элемент конкуренции оживляет ситуацию, мотивацию. Поэтому найдите себе оппонента и придумайте дружеское соревнование с коллегой, одногруппником, другим человеком, занятым в той же деятельности. Конкуренция - стимул к развитию.
  18. Напомните себе, зачем вы это делаете. Когда вы не знаете, как мотивировать себя, легко упустить из виду, почему вы этим занимаетесь, зачем вы все это начали. Ищите новые причины для расширения.

Мифы о мотивации

Мотивация человека складывается из различных факторов, из-за чего появилось множество бесполезных советов. К основным мифам можно отнести следующие:

Мифы о мотивации

  • Если записывать цели, это обязательно приведет к отличному результату. Считается, что проговаривание и фиксация задач стопроцентно гарантирует успех, так как это повышает сосредоточенность на планах. Читать лучше ежедневно и дописывать новые.
  • Нужно прикладывать все возможные усилия. Следуя такому совету, легко перегореть, не рассчитав свои возможности. И вместо планомерного выполнения задачи получается наполовину законченный проект в короткие сроки, который человек уже не в состоянии реализовать.
  • Необходимо визуализировать успех. Просто визуализация — бесполезный инструмент, если она не подкреплена действиями. Это может вдохновить человека в краткосрочной перспективе, но в целом будет неэффективным инструментом для длительного достижения поставленных целей. Поэтому представьте успех максимально красочно.

Вы можете развивать более реалистично-оптимистичный взгляд, сочетая уверенность в своей способности добиться успеха с объективной оценкой проблем, которые могут возникнуть у вас на пути. Не занимайтесь постоянной и изнурительной визуализацией своего успеха и не изнуряйте себя, но при этом визуализируйте шаги, которые вы предпримете, чтобы реализовать задуманное. Совокупность и применение мифов приносит только выгорание и постоянный поиск ресурсов.  

Причины ослабления мотивации

Даже если у человека возникла мотивация к какой-то деятельности, может произойти так, что она ослабнет или исчезнет вовсе. Давайте разберемся в причинах таких процессов.

Причины ослабления мотивации

  1. Конфликт интересов. Например, «Не могу сделать это, потому что…» и приводит примеры глупых причин, оправдывается. Такая ситуация складывается, если внешняя мотивация сталкивается с внутренней. Бывает, что под давлением внешних обстоятельств человек забывает о собственных потребностях, то есть он хочет делать одно, а его заставляют делать другое. Естественно, что это отрицательно действует на настроение и желание что-либо делать.
  2. Личность. Для человека как личности крайне важно социальное признание его деятельности. Он хочет получить за нее вознаграждение: похвалу, признание, почет и т. д. Если же этого не происходит и какое-то достижение проходит незамеченным, то замотивировать себя на новые подвиги человеку очень сложно. С другой стороны, мы знаем множество примеров того, как очень успешные люди (в экономике, к примеру, это Генри Форд, Ричард Брэнсон, Илон Маск и др.) терпели неудачу за неудачей. Но они смогли преодолеть такую реакцию общества, не потеряли желание действовать и проложили себе путь к успеху. Отсюда важность самомотивации, она должна быть сильнее социальной.
  3. Самосаботаж. Если самомотивация слабая, то происходит самосаботаж. Сюда относится «Тренировка и правильное питание с понедельника», человек сам откладывает свои задачи и не верит в себя, мотивация не будет работать, так как на самом деле человек уже этого не хочет. Ему трудно преодолеть лень, пересилить себя и внутренне решиться на какие-то изменения, поэтому он начинает себя убеждать, что цель недостижима, и искать себе оправдания. Чаще всего происходит это неосознанно.
  4. Неправильные цели. Например, «хочу быть неповторимым именно сейчас и навсегда». Если поставленная цель неадекватна, то потерять стимул к ее достижению очень просто, мотивацию необходимо поддерживать результатами. Каковы причины постановки некорректной цели? Неадекватная оценка своих возможностей и своих слабостей.
  5. Отсутствие постоянства. Путь к достижению определённой цели никогда не бывает абсолютно гладок, сложности и трудности неизбежны. Это могут быть и технические неудачи, и непризнание обществом. И к этому человек должен быть психологически готов.

Тест на мотивацию

Ниже мы подготовили тест на мотивацию, который основан на нескольких популярных методиках. Он позволяет определить значимость для вас таких мотиваторов, как стремление к одобрению окружающих, направленного на достижение успеха и желание избежать неудач, и других.

Тест на мотивацию

Для получения достоверного результата следует учесть несколько правил:

  1. В тесте нужно будет ответить на несколько простых вопросов и выбрать ответ для каждого вопроса из двух вариантов: «в большей степени – да» или «скорее нет».
  2. При ответе на каждый вопрос выбирайте только тот вариант, который кажется наиболее комфортным для вас в большинстве жизненных ситуаций. Если оба варианта не нравятся, то выбирайте вариант, который ближе.
  3. Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест раньше последнего вопроса и закроете страницу, данные не сохранятся.
  4. Тест можно проходить сколько угодно, но помните, что сохраняются только данные последнего прохождения.

10 книг про мотивацию

Для наиболее полного ознакомления с вопросами и теориями психологии личности вы можете воспользоваться следующими книгами и учебниками.

10 книг про мотивацию

  1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.
  2. Виттельс Ф. З. Фрейд. Его личность, учение и школа. Л., 1991.
  3. Крэйн У. Секреты формирования личности. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
  4. Немов Р.С. Общая психология. изд. Питер, 2007.
  5. Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. М., 2000.
  6. Русалов В.М. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., Питер, 2000.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  8. Столяренко Л.Д. Психология. – Ростов-на-Дону, 2004.
  9. Томэ Х. Кэхеле Х. Современный психоанализ. В 2 томах. М.: Прогресс, 1996.
  10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., Питер, 1997.

10 мотивирующих фраз

Порой для достижения целей не хватает немного мотивации. Ниже в статье представляем красивые жизненные цитаты и фразы об успехе, достижении результатов и преодолении немыслимых препятствий от известных личностей всех времен.

  1. Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает. (Альберт Эйнштейн)
  2. 80% успеха — это появиться в нужном месте в нужное время. (Вуди Аллен)
  3. Инвестиции в знания дают самые высокие дивиденды. (Бенджамин Франклин)
  4. Чтобы добиться вдвое большего успеха, необходимо удвоить количество своих попыток, ибо каждое поражение – лишь отличная возможность начать сначала, будучи более тщательно подготовленным. (Генри Форд)
  5. Если тебе не нравится то, что ты получаешь, измени то, что ты даешь. (Карлос Кастанеда)
  6. Если это бремя досталось мне, значит, оно мне по плечу. (Маргарет Митчелл)
  7. Бедный, неудачный, несчастливый и нездоровый – это тот, кто часто использует слово «завтра». (Роберт Кийосаки)
  8. Не допустить ошибок, значит прожить неполноценную жизнь. (Стив Джобс)
  9. Успех — это способность терпеть поражение за поражением без потери энтузиазма. (Уинстон Черчилль.)
  10. Абсолютное большинство людей терпят поражения потому, что даже не подозревают, как они были близки к успеху в тот момент, когда опустили руки. (Томас Эдисон)

Сделай это

Часто задаваемые вопросы

Система мотивов – неотъемлемая особенность личности. Это один из факторов, формирующих уникальность. Мотивация связана с нашими психическими особенностями (например, холерикам необходимо много двигаться, получать как можно больше разных впечатлений) и физическим состоянием. Это заложено природой неслучайно.

Несформированная мотивация встречается часто, и над ней обязательно придется работать, чтобы личность умела преодолевать препятствия, в том числе в виде лени, и осознавала себя успешной. Но прислушиваться к мотивам, желаниям, интересам стоит, чтобы познавать и развивать себя. Это требует выдержки, показать и доказать себе силы.

Недаром люди, очень сильно желающие чего-либо, достигают больших результатов, чем остальные при прочих равных условиях. Как говорится в народе, “стремящемуся Бог ангелов дает”.

Своими устремлениями можно и нужно управлять. Если развитие стоит на месте, можно повысить свою мотивацию и тем самым добиться впечатляющих результатов.

Как правило, на поведение человека одновременно оказывают влияние несколько мотивов. И чем их больше, тем выше вероятность, что цель будет достигнута. Пример: два спортсмена одинакового уровня готовятся к ответственным соревнованиям. Один из них мечтает выиграть и получить призовой фонд. Другой же, помимо денег, хочет принести дополнительные очки своей команде и доказать, что он лучший в этом виде спорта. С уверенностью можно сказать, что выиграет второй спортсмен, потому что при одинаковых исходных условиях он имеет больший мотивационный уровень.

Существует всего 2 способа повышения уровня мотивации:

  • Увеличение количества мотивов, побуждающих действовать.
  • Актуализация мотивирующих факторов под конкретную ситуацию.

Поэтому вам следует выбрать одно из направлений и действовать.

Существует 6 основных способов, которые позволяют добиться желаемого. Самые основные и важные три столпа мотивации — это остановиться, после начать действовать в правильном направлении, мыслить позитивно. Разберем подробнее 6 способов сохранить мотивацию:

  1. Сосредоточьтесь на конечном результате и мыслите позитивно.
  2. Думайте только о победе, выполняйте легкие задачи и получайте удовольствие от результатов.
  3. Сделайте любое сложное задание, не откладывайте сложности на конец.
  4. Делайте регулярные перерывы.
  5. Не загружайте себя лишними хлопотами.
  6. Награждайте себя за успехи.

Мотивация человека — это прежде всего усидчивость, терпение, умение трудиться, слаженно работать, способность к пониманию своих потребностей, умение контролировать ситуацию и искать новое. Только те люди, которые обладают хорошей мотивацией, способны самореализоваться в жизни и мотивировать подчиненных, хорошо выполнять свою работу.

Заключение

Мотивация может и должна быть осознанной. И это верно не только в отношениях «начальник – сотрудник», «тренер – спортсмен», «учитель – ученик», но и для самостоятельного достижения поставленной цели. Научившись правильно применять мотивационные факторы, можно достичь успехов в любой сфере деятельности человека. Проделать огромный путь вперед можно только с сильной мотивацией, поэтому важно уметь мотивировать себя. Мотивация будет направлять вас к исполнению мечты, давая достаточно энергии для образования, работы и другого, что потребуется.

Автор

Мария Булохова

Контент-менеджер

Оставить комментарий

Войти с помощью