Что значит термин интерфейс и 18 видов его реализации

Олег Вершинин автор статьи

23.01.2023

Обсудить

24 минуты

0
  1. Что такое интерфейс
  2. Какие задачи решают интерфейсы
  3. Типы и виды интерфейсов
  4. Каким должен быть интерфейс
  5. Основные элементы интерфейса
  6. Этапы разработки пользовательского интерфейса
  7. Базовые принципы разработки интерфейсов
  8. Примеры крутых интерфейсов
  9. Часто задаваемые вопросы
  10. Подводим итог
Раскрыть полностью

Пользовательский интерфейс представляет собой набор инструментов, которые позволяют пользователю взаимодействовать с операционной системой компьютера, мобильного устройства или других типов техники. Влияние интерфейса на маркетинг очень большое - новые интернет-магазины с агрессивным интерфейсом обречены. В статье разберем основные элементы интерфейса, каким он должен быть и базовые шаги его создания.

Что такое интерфейс

Интерфейс — это все, что помогает людям управлять устройствами и программами с помощью голоса, нажатий, жестов, с помощью командной строки, и даже силой мысли (последние изобретения). Самый популярный вид интерфейсов сейчас — UI приложений. С ним мы взаимодействуем каждый день.

Что такое интерфейс

Интерфейс

Под термином «интерфейс» принято понимать набор средств, используемых для взаимодействия двух систем. В переводе с английского языка слово «interface» буквально означает «место соприкосновения», а под системами, между которыми осуществляется такое взаимодействие, могут подразумеваться различные объекты, связанные между собой. Это могут быть устройства электронного аппарата (телевизора, холодильника, часов), такие как дисплей, набор кнопок и переключателей для настройки плюс правила управления ими, относятся к человеко-машинному интерфейсу; клавиатура, мышь и пр.

Определение UI (английский - user interface) переводится как «пользовательский интерфейс». UI охватывает не только графический интерфейс, а еще и тактильный, голосовой или звуковой. В качестве инструментов взаимодействия с системами UI могут выступать:

  • текстовые поля;
  • кнопки и галочки;
  • выпадающие списки;
  • всплывающие подсказки;
  • переключатели;
  • элементы меню программы или сайта;
  • и многое другое.

Хороший пользовательский интерфейс учитывает человеческие слабости, перекладывает работу на машину, минимизирует ошибки и раздражение пользователя.

Какие задачи решают интерфейсы

Интерфейс нужен для того, чтобы дать команду программе или устройству на их «языке», получить ответ в форме текста, звука, изображения, информацию об ошибках, сбоях и т. д.

Интерфейсы предназначены для решения следующих задач:

Задачи решаемые интерфейсом
Задачи

  1. Ввода команд (с помощью мышки, клавиатуры, жеста и даже голоса).
  2. Отправки запроса и получения ответа. Ответ может иметь форму звука, текста, изображения.
  3. Обмена информацией между программами и устройствами.
  4. Взаимодействия человека и устройств, ОС.
  5. Управления программами и аппаратными устройствами.
  6. Получения данных о возникших на устройстве ошибках, допущенных операционными системами или программой.

С помощью интерфейса человек может получить любую информацию в интернете просто нажав соответствующие иконки на смартфоне. То есть благодаря этому посреднику взаимодействие человека и устройства облегчается, становится интуитивно понятным использование.

Интерфейс можно кратко описать как оформление: то, что человек видит перед собой, пользуясь ПК или телефоном. Хотя на самом деле — это системная структура, потому что, нажимая на кнопки, кликая мышкой по меню, пользователь переходит туда, куда ему нужно: камера, галерея, контакты, сообщения. Его назначение — эффективное, приятное использование электронного устройства или сайта.

Типы и виды интерфейсов

Интерфейсы принято делить на несколько типов. Разные устройства могут использовать сразу несколько типов интерфейсов. Например, в ноутбуке имеются графические и жестовый интерфейс, командная строка. Смартфоны используют одновременно графический, жестовый и голосовой интерфейс. Рассмотрим основные типы интерфейсов:

Типы интерфейсов
Разновидности

  1. Командная строка (CLI). Такой интерфейс активно использовался на заре развития компьютерных технологий. Командная строка – единственно возможный способ взаимодействия между пользователем и операционной системой MS-DOS.
  2. Графический интерфейс (GUI, graphical user interface). Иногда графический называют WIMP - потому что он применяет Windows, Icons, Menus and Pointers. Позволяет взаимодействовать с операционной системой и программами с помощью визуальных элементов – иконок, окон, указателей мыши, списков, полей ввода и других объектов. Примером графического интерфейса является любой веб-сайт. Все, что мы видим на странице – это фронтенд. Благодаря ему пользователи взаимодействуют с бэкэндом, программной составляющей.
  3. Текстовый интерфейс (TUI, Text user interface). Способ взаимодействия человека и компьютера с помощью набора букв и цифр. Ярким примером реализации текстового интерфейса является старая операционная система MS-DOS.
  4. Жестовый интерфейс (GBI, Gesture-Based Interface или GDI — Gesture Driven). Это технология взаимодействия, с помощью которой можно управлять устройствами, которые «понимают» жесты (движения тела).  Используется в ноутбуках, смартфонах и планшетах. Бывают двух типов: контактный (тактильный) и бесконтактный.
  5. Голосовой интерфейс (VUI, Voice user interface). Пользователь вводит голосовую команду на своем родном языке, смартфон распознает ее и выполняет. Практическая реализация голосовых интерфейсов – сложная задача, программисты должны учитывать множество параметров. Пример: программы Алиса у Яндекс, OK Google.
  6. Тактильный интерфейс. Это подвид жестового, предполагает непосредственный контакт с поверхностью (сенсорный экран, тачпад).
  7. Нейронный интерфейс. предназначен для передачи сигнала из мозга в компьютер или другое устройство. Для этого в мозг вживляют электроды. С помощью системы нейронного интерфейса парализованный человек может общаться с окружающим миром. Системы программ, которые это обеспечивают, имеют большое медицинское и гуманитарное значение.
  8. API. Application programming interface, Программный интерфейс – то универсальный способ взаимодействия между собой приложений, написанных на разных языках программирования и разными разработчиками. Как пример, виджет погоды яркий пример программного интерфейса,
  9. Программно-аппаратный (аппаратно-программный) интерфейс. Способ взаимодействия приложений и оборудования. Самая главная задача ОС (операционной системы) – обеспечить взаимодействие программ и программ с «железом».
  10. Аппаратный интерфейс (Хардварный). Hardware-интерфейс обеспечивает взаимодействие различного оборудования и физических девайсов, например, компьютера и принтера, компьютера и беспроводной мыши, компьютера и телевизора (внешнего монитора). Такой интерфейс может быть контактным, бесконтактным и смешанным.
  11. Пользовательский интерфейс (технология ЧМИ - человеко-машинный интерфейс) - это все инструменты, с помощью которых человек взаимодействует и может пользоваться программой, игрой, системой «умный дом», отправляет команды и получает данные. Пользовательский интерфейс связывает воедино самого пользователя, операционную систему и программы.
  12. Веб-интерфейс. Это все способы взаимодействия программ в интернете. Например, пользователь заходит в интернет-магазин, выбирает там товар и нажимает на кнопку «Купить» а затем – «Оплатить картой». Сайт отправляет запрос банку на списание средств со счета клиента и на зачисление на счет магазина. Понятно, что веб-интерфейсом в этом случае будет клиентский браузер – все взаимодействие происходит через него.
  13. Игровой интерфейс. Сюда входит все взаимодействие пользователя с игровым приложением - от графического до системы управления. Создавая игру, программист должен ответить на такие вопросы: какие команды может давать игрок, как будет представлена различная информация в игре, как игра отреагирует на те или иные действия пользователя, какие данные игра предоставит.
  14. Материальный интерфейс. Это любое взаимодействие с компьютерной мышкой, джойстиком, сенсорным экраном и даже с водопроводным краном. То есть со вполне осязаемыми, материальными объектами.
  15. Интерфейс в телефонах. В современных телефонах используются различные виды интерфейсов: графический, голосовой, жестовый, тактильный. Технология работает так: пользователь прикасается к кнопкам на экране, дает команды голосом, а программное обеспечение распознает и обрабатывает эти команды.
  16. MDI — управляемое меню, Menu Driven.
  17. FBI — на основе форм, Form Based.
  18. NLI — естественный язык, Natural Language.

Каким должен быть интерфейс

Цель любого interface – это диалог двух систем, продуктивное взаимодействие. С пользовательским интерфейсом каждый сталкивается ежедневно. Поэтому самая важная задача в этом случае — обеспечить легкое, интуитивно понятное управление устройством, программой.

Каким должен быть интерфейс
Каким должен быть

Если хотите знать об интерфейсах веб-сайта, то он должен быть:

  • Адаптивным к ПК, мобильным устройствам разных версий, производителей и моделей;
  • Содержать оптимальное число графических элементов управления и надстроенных программ. Графических элементов не должно быть много, главное - все задачи пользователя должны решаться;
  • Быть интуитивно понятным. Когда юзер тратит время на поиски, например, оформления заказа в корзине, это вызывает раздражение и нежелание завершать покупку. Поэтому важно, чтобы у пользователя на основе его предыдущего опыта не возникало проблем с взаимодействием. Все составляющие должны быть понятными, исправно работающими и «говорящими», не требующими что-то установить;
  • Стоит обратить внимание на наличие кнопок с популярными социальными сетями, контактами, системой поиска, удобной формой регистрации, цветовых акцентов. Не должно быть неприятных, тяжелых для глаз цветовых сочетаний и шрифтов;
  • Лаконичным. Объяснить назначение всех кнопок управления — хорошо, но отнимет много времени у посетителя. Универсальность и лаконичность позволяют не раздувать интерфейс, не делают его перегруженным информацией;
  • Последовательным. Должна соблюдаться структура сайта, логичность. Не может кнопка «обратная связь» или «задать вопрос» находиться внутри только одной категории «одежда и обувь»;
  • Эффективным. На этот пункт обращают особое внимание практически все интернет-магазины. Чем короче путь клиента к целевому действию, тем лучше для компании. Кнопка «оформить в 1 клик» в интернет-магазине намного прибыльней, чем оформление заказа в 3-5 этапов. Если говорить прагматично - когда пользователь тратит много времени на решение своей задачи, выше риск, что он откажется от идеи покупки именно на этом сайте;
  • Учитывать возможные ошибки. Клиенты могут нажать «не туда», удалить данные, сделать заказ ненужного товара. В этом случае интерфейс должен предложить возможность отмены операции или восстановления данных;
  • Проводить тестирование интерфейса на предмет работоспособности и удобства для простого пользователя. Попросите коллег, знакомых: это позволит понять, действительно ли интерфейс хороший и удобен для пользователей.

Основные элементы интерфейса

К интерфейсу относятся все элементы на мониторе пользователя. Давайте разберем подробнее те, с которыми будут напрямую взаимодействовать пользователи:

Основные элементы интерфейса
Элементы

  • Кнопка. Позволяет выполнить определенное действие при нажатии. Например, при нажатии кнопки «Купить» пользователь попадет в форму оформления заказа.
  • Чек-бокс. Позволяет выбрать сразу несколько элементов. Используется в фильтрах сайтов для настройки вывода информации.
  • Выпадающий список (select). Позволяет выбрать одну из опций, скрытых до момента наведения мышки или клика.
  • Аккордеон. Список со скрытыми системами элементов. При клике на нем показываются дополнительные опции. Обычно он используется для сокращения меню. В развернутом виде аккордеон показывает скрытые пункты меню. Пользователь может открыть одно скрытое подменю или сразу все.
  • Слайдер. Несколько изображений, сменяющих друг друга. Они обязательно имеют кнопки-стрелки для смены картинки. Часто применяется для показа разных объявлений. Картинки могут сменяться самостоятельно или после клика по слайдеру.
  • Контент. Блок с текстом или визуальной информацией.
  • Всплывающее окошко на сайте. Обычно используется для приглашения подписаться на рассылку, заказать услугу или прочитать похожую статью.
  • Модальное окно. Разновидность popup, но в отличие от первого закрывает большую часть экрана. Чтобы продолжить работу с сайтом, пользователю нужно или закрыть это окно, или выполнить требуемые действия.
  • Экран (блок). Фрагмент контента, рассказывающий об одной вещи. Чаще всего делается с расчетом на один экран.
  • Страница. Структурная единица контента на веб-ресурсе. Обладает отдельным адресом, обычно посвящена одной теме или товару/услуге.
  • Хедер (Header). Шапка сайта. Располагается в верхней части. Здесь обычно размещают контактную информацию и навигационные элементы: меню, поисковые строки.
  • Подвал (футер/footer). Располагается в самом низу. Здесь можно разместить адрес компании, дополнительное меню, услуги и ссылки на важные страницы.
  • Превью. Уменьшенное изображение при нажатии на которое открывается полная картинка, блок контента и т.д..
  • Тултип (tooltip). Всплывающая подсказка. В зависимости от настроек может появляться при наведении или нажатии.
  • Навигационные элементы. Все что помогает пользователю ориентироваться: меню, сайдбары с подсказками, кнопки для быстрого перехода на нужный фрагмент страницы. К навигационным элементам относятся и кнопки для возврата вверх страницы.
  • Пагинация. Разновидность навигации, позволяющая переходить на страницы идущие или по порядку, или по определенным правилам. Например, пагинация может предлагать похожие статьи.
  • Хлебные крошки. Разновидность пагинации. Фактически — это подборка статей по выбранному параметру. Размещаются чаще всего внизу, для увеличения кликабельности рекомендуется делать с использованием превью.
  • Поисковая строка. Позволяет производить внутренний поиск. Некоторые ресурсы используют поисковую выдачу «Яндекса» или Google.
  • Медиаплеер. Элемент, позволяющий просматривать видео непосредственно на сайте.
  • Поле для ввода личных данных. Поле для ввода имени при регистрации или оставлении заявки.
  • Маска для номера телефона. Если пользователю предлагается ввести номер телефона, используется «маска» с полями для заполнения.
  • Форма для ввода пароля. Обычно символы пароля сразу скрываются точками с целью безопасности данных. Форма для входа обычно включает в себя логин или электронную почту и поле для ввода пароля. Современные сайты предлагают возможность входа через социальные сети или аккаунты Google и «Яндекса».
  • Элемент, показывающий процесс загрузки. Позволяет пользователю понять, что сайт или приложение работают и нужно просто немного подождать.
  • Теги. Позволяют определить, к какой категории или рубрике относится страница. Могут использоваться для настройки пагинации. Размещаются или перед основным контентом, или после.

Атомарный дизайн
Атомарный

Элементы интерфейса в GUI реализованы на основе метафор и абстракции.

Например

Trello (система для управления задачами) визуально выглядит как доска для управления проектами по SCRUM (метафорично), на ней также можно таскать стикеры из одной колонки в другую. Интерфейсы конструируют по принципам атомарного дизайна.

Атомарный дизайн — это подход к разделению системы любой сложности на части, маленькие элементы — атомы. Атомы можно использовать повторно и комбинировать друг с другом.

Так, система делится на:

  • Атомы. Мельчайшие частицы, из которых состоит интерфейс: кнопки, поля ввода, чекбоксы, радиокнопки, стили для типографики.
  • Молекулы (группы атомов). Если взять два атома и соединить друг с другом — получится молекула. Например, кнопка и поле ввода.
  • Организмы. Если объединить несколько молекул, получится организм — крупная часть интерфейса. Например, сквозная навигация в шапке или боковой панели.
  • Шаблоны. Если объединить организмы друг с другом и создать шаблон — получится интерфейс, предназначенный для решения типовых задач.

При проработке элементов помните о пользователях. Сведите к минимуму нагрузку на их память, сделав объекты, действия и параметры заметными.

Этапы разработки пользовательского интерфейса

В международной практике подход к дизайну интерфейсов уже стал стандартом. Обучающие курсы зачастую опираются на одни данные. Процесс по дизайну интерфейсов включает следующие ключевые этапы (в этом блоке будем опираться на материалы UX Mastery — партнера Interaction Design Foundation, крупнейшего в мире сообщества обучения UX-дизайну):

Процесс по дизайну интерфейсов
Этапы

  1. Стратегия (Бренд-стратегия и UX-стратегия) — определяет полезное действие, ценности бренда и видение будущего. Стратегия естественным образом влияет на цели и методы проекта по дизайну интерфейсов, критерии достижения целей и результатов и приоритет проекта в общем ландшафте высот организации.
  2. Исследование (UX-исследование) — фаза открытий. Комплексные проекты включают в себя масштабную работу по пользовательским исследованиям (UX-исследованиям) и анализу конкурентов (бенчмаркинг). Небольшие организации или стартапы могут подойти к исследовательской работе в упрощенном формате и обосновать идею, построенную по принципам минимальной жизнеспособности (Minimum Viable) через интервью, опросы и юзабилити тестирования технологии.
  3. Анализ (UX-аналитика) — цель анализа в том, чтобы сделать выводы из данных и дать уверенный старт созданию дизайн-концепций. Выводы призваны помочь понять суть происходящего и приступить к проектированию интерфейса.
  4. Проектирование и прототипирование интерфейсов — на этапе происходит создание прототипов интерфейсов, их тестирование пользователями и корректировка на основе обратной связи. На этой фазе чаще применяются прототипы с низкой детализацией (Low-fi prototyping), так в них пользователи фокусируются только на функциях и не отвлекаются на бренд-дизайн (уникальную графическую идентичность) и другие визуальные детали.
  5. Дизайн интерфейсов и Разработка — на этом этапе создается проработанный дизайн, пишется детальный контент, алгоритмы, создается вся уникальная графика и начинается совместная работа с программистами.

Чтобы избежать возможных недочетов, имеет смысл провести тестирование интерфейса. В идеале оно проводится в два этапа:

  • Проверка тестировщиком или аудит сайта по SEO. Отдаем интерфейс человеку соответствующего класса знаний, который профессионально проверяет работу всех элементов интерфейса. Далее занимаемся устранением всех выявленных технических недочетов.
  • Beta-тест. Запускаем ограниченный трафик на сайт или приложение и смотрим, как реальные пользователи взаимодействуют с веб сервисом.

На практике не всегда есть возможность привлечь тестировщиков, хотя бы по причине ограниченного бюджета. В таком случае необходимо хотя бы показать сайт нескольким знакомым и попросить проверить, как все работает.

Базовые принципы разработки интерфейсов

Базовые принципы можно проследить сквозь 24 года исследований в сфере интерфейсов: с 1987 до 2009 года. Эти принципы работают и сейчас.

Базовые принципы интерфейсов
Принципы

Читайте главные рекомендации по проектированию интерфейсов. Шнайдерман (1987 год) и Плезент (2009 год):

  • Стремитесь к единообразию — элементы дизайна должны легко узнаваться, даже если пользователь встретил ваше приложение впервые. Создавайте пользовательские интерфейсы приложений интуитивно понятными. Например, не красьте кнопку запуска в красный, если на большинстве ресурсов она зеленая.
  • Обеспечьте одинаковое удобство в использовании — к примеру, в приложении и на сайте элементы пользовательского интерфейса — меню и списки — должны срабатывать одинаково.
  • Предусмотрите информативную обратную связь — интуитивный интерфейс реагирует на действия пользователя моментально. Приложение должно наглядно показывать на экране актуальный статус: ожидается ли оплата, взял ли менеджер заявку в работу, доставлено ли сообщение.
  • Прорабатывайте замкнутые потоки решения задач — пользователи должны четко понимать, когда они запустили некий процесс и когда они его завершили.
  • Предотвращайте ошибки — идеальный интерфейс состоит из туннелей, по которым пользователи могут моментально долетать до цели. Даже простые шаги и статусы порой могут очень сильно помочь.
  • Обеспечивайте возможность легкой отмены действия на случай ошибки. Приготовьте сообщения на случай, если вдруг что-то пошло не по плану. Или просто дайте возможность гарантированной отмены действия. Такой подход поможет уберечь внимание, деньги, время и лояльность клиентов.
  • Пусть пользователи чувствуют, что контроль в их руках. Пользователи понимают, что интерфейс — это машина и поэтому ожидают полной управляемости.
  • Минимизируйте нагрузку на кратковременную память — создайте ощущение «все под рукой». Тогда новые пользователи не будут чувствовать, что они что-то потеряли, и у них не будет повода беспокоиться.
  • Обеспечьте эстетичность отображения — важно, чтобы с интерфейсом было приятно работать благодаря не только удобству, но и визуальной составляющей.

Примеры крутых интерфейсов

Понять крутой ли интерфейс довольно просто - пользователям должно быть легко воспринимать информацию.

Интерфейс wildberries
Wildberries

Рассмотрим интересные примеры интерфейсов, которые набрали популярность:

  1. Приложение соцсети «ВКонтакте». Хорошая структура с полезными программами, все кнопки расположены в удобных местах на виду, реклама ненавязчива. За счет удобного графического интерфейса можно без проблем можно найти все необходимое и перейти в нужный раздел в пару кликов.
  2. Маркетплейс «Вайлдберриз». Интерфейс и фирменный стиль интернет-магазина постоянно обновляется, становясь визуально легче, проще и удобнее.
  3. Онлайн-кинотеатр «Кинопоиск». Здесь очень хорошо подобраны шрифты и цвета, все сделано в стиле кино. Пользователям приятно находиться на странице, а это улучшает UX.
  4. Приложение для шахматистов «Chess.com». Сдержанный дизайн, гармонично подобраны цвета и простой в освоении хороший интерфейс.
  5. Приложение сток-фотографий «Pinterest». Простой и понятный каждому интерфейс. Функционал довольно небольшой приложения, однако все сделано по канонам правильного создания пользовательского интерфейса.

Это далеко не весь список хороших интерфейсов, однако есть и не очень удачные кейсы среди популярных компаний. Например, маркетплейс «Озон». Разработчики говорят, что проводили большое число тестов, добиваясь максимальной конверсии. Возможно это действительно так, но если перейти в «Расширенные фильтры», можно увидеть только информацию, которая стандартна для этой группы товаров, многих важных параметров просто нет — нового пользователя это может запутать.

Часто задаваемые вопросы

Речь не про язык программирования (типа python). Под языком интерфейса подразумевается не язык, на котором отображается/вводится текстовая информация, а язык, используемый при загрузке ОС. Он же используется в диалоговых окнах программы, в меню, в справке, окне ошибок.

Профессия специалиста, который разрабатывает пользовательские интерфейсы, называется UX/UI-дизайнером.

Если имеется в виду дизайнер интерфейсов, то он создает для цифровых продуктов удобный интерфейс (часть программного обеспечения (ПО), предназначенную для взаимодействия с пользователем). Например, прорабатывает внешний вид сайтов и расположение кнопок интерфейса.

Интерфейс ― это соглашение, по которому программы и компоненты компьютерной системы обмениваются информацией. Обмен может происходить между программным обеспечением, компонентами компьютера, периферийными устройствами и другим железом, либо между человеком и компьютером.

Интерфейсами пользуются абсолютно все, кто использует компьютеры, смартфоны или другие гаджеты. Интерфейс есть практически у любой новой программы, с которой вы работаете.

Есть ряд дополняющих друг друга причин. Это:

  • Командная строка гибкая и дает много возможностей, в том числе для автоматизации программ.
  • Она потребляет меньше ресурсов.
  • Это позволяет лучше понимать, как все работает.

Используйте язык, который позволит терять меньше времени при уточнении договоров интерфейса: они наверняка будут работать против вас в случае изменения требований. Но главная задача здесь — получить не идеальную реализацию программой требований, а идеальные требования, позволяющие вам начать создавать финальную реализацию.

Заключение

Слово интерфейс — это не только про то, как выглядит сайт в интернете. Это намного более глубокое и широкое понятие, охватывающее взаимодействие и человека с устройством, и программы с устройством, и двух аппаратов. Взаимодействовать с интерфейсами можно различными способами: от командной строки до графического или голосового управления. От того, насколько хорошо продуман интерфейс, зависит удобство работы пользователя с ним. Если при создании того же сайта interface перегружен деталями, иконками, информацией, нелогичностью структуры страниц, вероятнее всего юзер закроет ресурс и больше не вернется к нему.

Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter

Почитать еще

Что нового в интернет-маркетинге?

Подпишись на рассылку и будь в курсе новых событий!

Только самое полезное, никакого спама

У вас есть интересный материал?

Вы можете опубликовать его в нашем блоге!

Жмите на кнопку и присылайте свою статью

Предложить публикацию